Как пишет сегодня Corriere della Sera (перевод на сайте Inopressa.ru), фотографирование Эйфелевой башни превращается в проблему после заката: необходимо платить фирме, защищающей права на иллюминацию, разработанную Пьером Бидо и торжественно зажженную 31 декабря 1985 года. Может случиться и так, что свои права предъявят и авторы фейерверков, если фото были сделаны во время празднования по случаю наступления 2000 года.
"Могут ли еще фотографы свободно работать во Франции?" - спрашивает газета Monde. "Мы живем в стране, в которой супружеская пара затеяла судебное разбирательство, чтобы изъять из продажи открытку, на которой был изображена их мальтийская болонка", - пишет французская газета. "Мы становимся свидетелями приватизации общественного пространства", - говорит фотограф Патрик Бард. "Собственники проснулись, - говорит Даниэль Бюрнишон, руководитель фоторедакции французского издания Selezione. - Когда-то они радовались тому, что в журнале оказывалось фото их жилища. Сегодня они требуют оплаты".
Бывают совершенно парадоксальные случаи. Еженедельник Express напечатал на обложке вид Grand Place de Lille, и хозяин кафе, находящегося на этой площади, сразу же потребовал деньги.
А на одной из открыток с видами Saint Tropez, где-то вдалеке можно рассмотреть мотоцикл. Хотя номер разглядеть практически невозможно, владелец этого транспортного средства запросил сумму в 15 тысяч евро.
"Беда в том, что мания на платное фотографирование овладела музеями, фондами, государственной администрацией", - пишет газета. За публикацию изображений 200 национальных памятников, среди которых замок Chambor, Mont-Saint-Michel, Триумфальная арка, необходимо получить разрешение от государства, за плату.
"Но обычно информационные фото являются бесплатными, - защищается Доминик Дора из Центра национальных памятников. - В этом нет ничего странного: государство, являясь собственником, имеет право требовать деньги за использование своего имущества". Французские печатные издания и фотографы с этим не согласны. Начинается сражение из-за принципа: "То, что видит око, имеет право быть сфотографированным".