"До этого момента эта автоиммунная болезнь встречалась только среди людей. При развитии данной формы энцефалита иммунная система животного "выходит из себя" и начинает производить антитела, атакующие нейроны вместо болезнетворных микробов и патогенов. Следствием этого являются эпилептические припадки, галлюцинации и деменция", - объяснил нейролог Гаральд Прюс из Немецкого центра нейродегенеративных болезней в Берлине, открывший истинную причину смерти Кнута.
Ученый по роду своей научной деятельности далек от животного мира - он изучает болезни, поражающие мозг человека. В один день на его глаза попался отчет о смерти Кнута, и немецкий нейрофизиолог заметил, что его мозг был поврежден схожим образом, как у нескольких людей, чью историю смерти он изучал в то время.
Причиной их смерти была относительно редкая болезнь - аутоиммунная вариация энцефалита. При ее развитии иммунная система начинает считать особые выросты на поверхности нервных клеток - так называемые NMDA-рецепторы - враждебным для организма образованием. Пока нейрофизиологи не знают, почему возникает данный вариант энцефалита, но они предполагают, что он является последствием проникновения в организме пока не известного науке вируса или микроба.
Обратив внимания на сходства в повреждениях мозга и симптомах, которые Кнут испытывал в последние дни перед смертью, Прюс связался с коллегами из зоопарка, изучавшими историю смерти медведя, и получил образцы нервной ткани и спинномозговой жидкости животного.
Подозрения нейрофизиолога подтвердились - в жидкости и тканях Кнута содержалась большое число антител, соединявшихся с одной из половинок NMDA-рецепторов. Подобный результат крайне удивил Прюса и его коллег из зоопарка, так как данная вариация энцефалита никогда раньше не встречалась среди диких и домашних животных.
По всей видимости, Кнут приобрел энцефалит тем же путем, как и умершие от него люди - в пользу этого говорит то, что антитела атаковали тот же участок рецептора, что и у людей. Кроме того, его структура почти не отличалась от устройства аналогичной части оболочки нейронов человека.
То, что Кнут умер от этой болезни, говорит о том, что аутоиммунные вариации энцефалита могут гораздо чаще поражать домашних и диких животных, чем мы считаем сегодня. Этот факт следует учитывать, как считают ученые, экологам и работникам заповедников и зоопарков, и проверять животных на антитела к NMDA-рецепторам для их спасения или облегчения страданий.
Знаменитый белый медведь Кнут из Берлинского зоопарка погиб в марте 2011 года. Тогда причиной его смерти называли утопление в результате эпилептического припадка. Медведь скончался на глазах посетителей берлинского зоопарка, внезапно упав в воду в собственном вольере.
По словам врача-невролога Кристиана Эльгера, судорожные движения Кнута, предшествовавшие его падению в водоем, были явными симптомами эпилептического припадка. В результате судорог при погружении в воду в головном мозге медведя отказали все защитные рефлексы. То же самое при эпилептическом припадке происходит и в мозге человека, отметил врач.
"Риск смерти от утопления у эпилептиков в 23 раза выше", - заявлял Эльгер. После несчастного случая мозг животного исследовал берлинский Институт зоологии и исследований диких животных имени Лейбница. Проведенная компьютерная томограмма мозга Кнута показала явные изменения в правом полушарии, но исключила предполагаемое ранее кровоизлияние в мозг. По мнению ветеринаров, Кнут мог унаследовать эпилепсию от своего отца Ларса, который страдал от эпилептических припадков.
Белый медведь по кличке Кнут появился на свет 5 декабря 2006 года в Берлинском зоопарке у белой медведицы Тоски и "позаимствованного" в зоопарке Ноймюнстера медведя Ларса. Детеныш сразу же привлек к себе внимание общественности, поскольку стал первым медведем, родившимся в зоопарке за последние 33 года.
Кроме того, мать малыша отказалась его кормить, и сотрудники зоопарка взяли на себя заботу о новорожденном. Медвежонок стал мировой знаменитостью, символом борьбы с глобальным потеплением и движения за выживание белых медведей.