До сих пор рассказывают историю об австралийском авторе книги, в которой мягко критиковался один из ближайших политических соратников Ли Куань Ю. Однажды он заказал такси, и поехал на прием. Через некоторое время он увидел, что шофер поехал по незапланированному маршруту, и вскоре машина остановилась в тихом пустынном месте.
"Шофер" прочитал незадачливому автору целую проповедь, которая сопровождалась почти не скрываемыми угрозами. Он рассказал, какие опасности поджидают того, кто критикует господина Ли или его соратников.
Смысл сказанного был ясен: несмотря на то что Ли официально отошел от власти, его влияние по-прежнему оставалось чрезвычайно сильным в этом островном государстве, которое он нянчил, как ребенка, в период британского колониального владычества и которое благодаря его усилиям стало одной из самых сильных экономических стран Юго-Восточной Азии.
Во время его правления Сингапур имел репутацию самой авторитарной страны Азии из некоммунистического лагеря. "Размышляя над тем, что лучше - когда тебя любят или когда боятся, я пришел к выводу, что Макиавелли был прав. Если меня никто не боится, то вся моя деятельность бессмысленна", - так звучала некогда знаменитая фраза Ли.
Его безграничная власть простиралась на все сферы общественной жизни и поведения и даже затрагивала тех, кто приезжал в эту страну. В 1960-1970-е годы хиппи предписывалось остричь длинные волосы при въезде на территорию Сингапура.
Столь же авторитарным было и правление преемника Ли, премьера Го Чок Туна. В 1994 году Запад пришел в ужас, когда молодой американец Майкл Фей получил 8 ударов ротанговой тростью за порчу автомобилей, несмотря на громкие протесты президента Билла Клинтона.
Крайний авторитаризм проявился и при введении в 1992 году запрета на жевательную резинку лишь на том основании, что она нарушает чистоту улиц Сингапура, пишет газета. Запрет был несколько ослаблен в мае этого года и не распространяется на жвачку, содержащую никотин.
Правительство Го начало постепенно смягчать свою социальную политику и даже сняло запрет на прием на работу в государственные учреждения геев.
Теперь, вслед за изменениями к лучшему правового статуса государственных служащих-геев и любителей жевательной резинки, появились признаки того, что недавно избранное правительство, которое возглавил сын Ли-старшего, 52-летней Ли Сьен Лун, прозванный "Дитя Бог", позволит дальнейшую либерализацию в Сингапуре и даже будет ей способствовать.
Ли-младший, выпускник Кембриджского университета и вице-премьер кабинета Го, имеет весьма твердое положение, не говоря уж о его безупречной политической родословной. Когда игроки и владельцы подпольных игорных домов услышали его первую политическую речь, в которой он милостиво разрешил открывать казино с карточными играми, они были на седьмом небе от счастья.