Глава МИД Польши заявил в субботу: "Я принял решение, что российский посол в понедельник будет вызван в МИД, чтобы представитель министерства разъяснил ему это вопрос в беседе".
"Точка зрения, представленная самым высоким представителем российского государства в Польше, подрывает историческую правду и отражает самую лицемерную интерпретацию событий", - говорится в заявлении министерства иностранных дел Польши.
Накануне российский посол Сергей Андреев дал интервью каналу TVN 24. Посол, в частности, заявил, что СССР не нападал в сентябре 1939 года на Польшу, как это утверждает сейчас ряд спикеров. "Советские войска вошли на территорию Западной Беларуси и Западной Украины тогда, когда судьба войны между Германией и Польшей была решена. Ранее было известно, что Франция и Великобритания не придут на помощь Польше. В тех условиях, необходимо было обеспечить безопасность СССР".
Он возразил на характеристику вторжения Красной армии в Польшу 17 сентября 1939 года как акта агрессии. Дипломат заявил: "К этой катастрофе в сентябре 1939 года привела политика Польши, потому что в 30-х годах Польша своей политикой многократно блокировала создание антигитлеровской коалиции. Возможно, Польша ответственна за катастрофу".
По оценке Андреева, сейчас отношения между странами на данный момент в худшей ситуации, чем когда-либо начиная с 1945 года, и виновата в этом Польша: "Это выбор польской стороны, которая заморозила наши политические контакты, а также культурные связи".
Сентябрьское наступление Красной армии было обусловлено пактом Молотова-Риббентроппа, заключенным между СССР и гитлеровской Германией. Договор о ненападении был подписан 23 августа 1939 года глава МИД двух стран. К договору прилагался секретный дополнительный протокол о пределах сферы немецких интересов в Восточной Европе на случай "территориально-политического переустройства". 1 сентября 1939 года Германия оккупировала Польшу, а 17 сентября 1939 года СССР включил в свой состав ранее управляемые Польшей западные области Украины и Белоруссии, а впоследствии и страны восточного региона Балтийского моря.
Отношение к этому договору у российской власти за последние годы диаметрально изменилось. В 2009 году президент Владимир Путин заявлял, что "все соглашения с целью умиротворить нацистов были с моральной точки зрения неприемлемыми, а с политической точки зрения - бессмысленными, вредными и опасными" и привели к началу Второй мировой войны.
В мае 2015 года на пресс-конференции после встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель Путин оправдывал заключение договора тем, что он был нужен "для обеспечения безопасности СССР". Президент также заявлял, что после Первой мировой "сама Польша предприняла действия, направленные на то, чтобы аннексировать часть чешской территории", и, таким образом, стала жертвой политики, которую проводила сама.
ВВС грозит дело об экстремизме за перевод статьи о советских воинах-насильниках
Споры о трактовке событий Второй Мировой войны в последнее время возникают регулярно. Накануне стало известно, что Русской службе ВВС грозит дело об экстремизме за перевод на русский язык материала об изнасилованиях советскими солдатами германских женщин в последние дни Великой Отечественной войны. Депутат Госдумы Александр Сидякин направил запрос на имя генерального прокурора РФ с просьбой проверить редакцию на экстремизм.
Претензии к Русской службе ВВС появились после того, как в анонсе материала в соцсетях редакция назвала центральный монумент мемориала советским воинам в Берлине "могилой неизвестного насильника". В твите анонсировался материал "Изнасилование Берлина: неизвестная история войны". Статья является адаптированным переводом майского материала с англоязычного сайта ВВС. Ни он сам, ни соответствующий фильм "The Rape of Berlin", показанный Мировой службой британской корпорации, резкой реакции не вызвали.
Однако Рунет задело упоминание "могилы насильника" при анонсе перевода. В самой статье таких сравнений не содержится, а в преамбуле сказано: "Некоторые полагают, что критический подход к прошлому неэтичен или просто недопустим, учитывая героические жертвы и гибель 27 миллионов советских граждан. Другие считают, что будущие поколения должны знать истинные ужасы войны и заслуживают того, чтобы увидеть неприукрашенную картину".
Материал опирается на дневниковые записи офицера Советской Армии Владимира Гельфанда, который описывал "кровавые будни" войны. Упоминаются также зверства фашистов на завоеванных территориях СССР, сказано, что агрессия советских солдат была ответом на "чудовищные преступления", которые совершали нацисты в СССР "в течение почти четырех лет".
В русскоязычной версии материала также приводятся цитаты 92-летнего ветерана Юрия Ляшенко, который вспоминал, как вместо того, чтобы мстить, солдаты раздавали немцам хлеб: "Кормить, конечно, мы всех не могли, так? А тем, что у нас было, мы делились с детьми. Маленькие дети такие запуганные, глаза такие страшные".
ВВС отмечает, что материалы советских военных трибуналов и многие другие документы остаются закрытыми. Также в статье напоминают, что недавно Государственная дума одобрила закон "о посягательстве на историческую память", согласно которому любой, кто принижает вклад СССР в победу над фашизмом, может заработать денежный штраф и до пяти лет лишения свободы.