Причины избыточного веса кроются не столько в генетической предрасположенности или неправильном питании, сколько в социальном окружении толстяков, утверждает журнал Time (полный текст на сайте InoPressa.ru). Конечно, к ожирению приводит прежде всего нездоровый образ жизни. Но склонность к нему - это, как правило, дурной пример, который подают друзья, и он на удивление заразителен.
Примечательно, что данные о "наборе веса по примеру друзей" были получены в результате эксперимента, который проводился с другой целью. Изначально ученые Гарвардского и Калифорнийского университетов, что в американском городе Сан-Диего, исследовали сердечно-сосудистые заболевания. Для этого они отобрали группу в 12067 тесно связанных с собой людей, наблюдая за ними с 1971 по 2003 годы. При этом, собирая информацию об основных объектах исследования, авторы также интересовались координатами их друзей, чтобы на протяжении тридцатилетнего процесса наводить справки о подопытных в случае, например, их переезда. Этой информацией воспользовались авторы статьи, опубликованной в журнале New England Journal of Medicine, чтобы попытаться установить, толстели ли участники исследования, если набирали лишний вес их друзья. Об исследовании рассказывали ученые Гарвардской медицинской школы Джеймс Фаулер и Николас Крайстекис.
Оказалось, что такая вероятность возрастала на 57%, если речь шла просто о друзьях. Когда же толстел чей-то близкий друг, вероятность, что его товарищ последует примеру, поднималась на 171%.
Получается, что выражение "Ты - это то, что ты ешь", еще не объясняет всего. Фаулер уточнил формулировку: "Ты - это то, что ешь ты сам и что едят твои друзья".
Как это ни удивительно, но расстояние между друзьями и частота их встреч не влияют на тенденцию. Значение имеет только их отношение друг к другу. Если ты считаешь человека своим другом, ты вольно или невольно унаследуешь его привычки, выяснили американцы. Но тот, к кому ты не питаешь дружеских чувств, каким бы массивным он ни оказался, никоим образом не увеличит объема твоей талии.
Исследователи настаивают, что большинство толстяков, заражающихся ожирением, делают это по примеру именно друзей, а не супругов и не родственников. В случае с супругами дурной пример увеличивает опасность располнеть всего на 37%. Почему? Фаулер отвечает: "Когда вы решаете, какие представления о своем теле являются адекватными, сколько вам есть, насколько усердно заниматься фитнесом, вы, возможно, ориентируетесь вовсе не на своего мужа или жену". В случае с родственниками вероятность ожирения повышается на 40%. Гены, конечно, влияют, но родовая предрасположенность оказывает гораздо меньшее воздействие, чем живой пример. Тем более что, напоминает Фаулер, - "друзей мы выбираем себе сами. А вот родственников выбирать не приходится". Какую пользу можно извлечь из этого исследования? Установив, что ожирение распространяется посредством живых примеров, авторы исследования надеются, что это же верно и для похудения. Тем более что потенциал живого примера очень силен: он распространяется по своего рода "сети", посредством эффекта разбегающихся кругов затрагивая "друзей друзей", "друзей друзей друзей" и т.д. Исследование прокомментировал специалист по социально-общественной активности из Школы государственного управления имени Джона Кеннеди при Гарвардском университете Томас Сэндер. Он тоже считает, что стоит помочь одному толстяку сбросить лишний вес, как он окажет положительное влияние на всех окружающих, страдающих той же проблемой, т.е. сработает эффект снежного кома.
Новый подход к причинам массовости такого явления, как неправильное питание и малоподвижный образ жизни, не является чем-то совершенно уникальным, если рассмотреть выводы о распространении других дурных привычек. Ведь, подметил Time, большинство людей понимает, что "люди курят и употребляют спиртные напитки – либо воздерживаются от этого – под определенным влиянием норм их социального круга". Почему бы не рассмотреть под тем же углом и проблему ожирения?
Не только проблемы веса можно рассматривать в социальном смысле. Есть "масса разнообразных процессов, - говорит Фаулер, - и мы хотели бы разобраться, распространяются ли они подобным образом". К ним относятся, в частности, отдельные инциденты - например, сердечные приступы.