полицейских на улицах Лондона сменили снайперы с лицензией на убийство
AP Photo
Жителям британской столицы придется сменить привычки, и в первую очередь это касается одного из самых известных символов города - полицейского, "бобби": он сдал полномочия Скотланд-Ярду, управлению по борьбе с терроризмом и снайперам из специального подразделения, пишет итальянская газета La Stampa (перевод на сайте Inopressa.ru).

Начиная со вторника, в Лондоне на улицах и в метро будут находиться 3650 агентов, 30 собак и 440 бойцов спецподразделения SO-19, готовых пустить в дело свои Glock 17 9-го калибра и снайперские автоматические винтовки Heckler&Koch. Спецподразделению поручено выполнение "Операции Кратос", от греческого "сила". У них имеется разрешение открывать стрельбу на поражение, как это произошло в минувшую пятницу на станции Stockwell, где полицейские по ошибке застрелили молодого бразильского электрика, приняв его за террориста. Примером послужил "израильский опыт": "необходимо стрелять в голову, не в грудь, где могут быть спрятаны детонаторы".

"Самая крупная операция по противостоянию во всей истории Скотланд-Ярда", - так назвал "Операцию Кратос" глава управления по борьбе с терроризмом Скотланд-Ярда Питер Кларк. - Наши люди могут начать действовать в любой момент". Однако в новом плане по борьбе с терроризмом обозначено, что "угроза должна быть очевидной и ясной".

Командиром подразделения SO-19 является Пол Робинс, но правила "Операции Кратос" разрабатывала Барбара Уилдинг, 54-летняя мать двоих детей, первая женщина - начальник полиции Южного Уэльса, возглавляющая команду по противодействию камикадзе. "Это очень шустрая дама", - охарактеризовал ее коллега корреспонденту издания Mail on Sunday.

В рамках "Операции Кратос" решено направить на патрулирование агентов с собаками, которые помогут искать взрывчатку. Их уже довольно много в центре города. С 1997 года подразделение SO-19 принимало участие в операциях 20 раз. Ошибок, подобных пятничной, когда был убит бразилец, всего пять. В Великобритании, которая довольствовалась и гордилась "бобби" с дубинкой, лишь 400 агентов удостоились чести быть принятыми в SO-19 из 3650 агентов, которым позволено носить оружие.

Они проводят время в тренировках по стрельбе, они должны быть в постоянной боевой готовности. "Концентрация - наша истинная сила, - объясняет бывший сержант Роджер Грей, - ты не должен оставлять своей "цели" ни единого шанса. Твой мозг исключает любое отвлечение. Очень часто ты настолько сконцентрирован, что даже не слышишь шума выстрела, произведенного тобой".

3650 агентов, охраняющих город, очень часто невидимых или, наоборот, бросающихся в глаза, сирены полицейских на мотоциклах, шум вертолетов - все говорит о том, что до нормализации обстановки еще далеко, как и до привычного образа жизни. "Наши люди поделили между собой город, они будут нести службу в одном и том же районе, чтобы привыкнуть и узнавать тех, кто проходит мимо", - пояснил Питер Кларк. Люди с лицензией на убийство - эти 440 снайперов из SO-19. До июльских взрывов в Лондоне было достаточно одних "бобби", резюмирует La Stampa.

Какие страны принимают "тактику стрельбы на поражение

Убийство невинного молодого бразильца в лондонском метро полицейскими, которые приняли его за террориста-смертника, спровоцировало публичные дискуссии в Соединенном Королевстве по поводу так называемой политики "стрельбы на поражение". Но в других странах эта жесткая тактика считается необходимой для противодействия подозреваемым террористам-самоубийцам, представляющим угрозу для жизни других людей, пишет газета Financial Times.

Израиль, Россия и Шри-Ланка, страны, имеющие непосредственный опыт борьбы с террористами-смертниками, проводят жесткую политику стрельбы на поражение, отмечает Пол Уилкинсон, председатель Центра изучения терроризма и политического насилия в Университете Сент-Эндрюса в Шотландии. "Каждая страна, которая задумывается о террористах-самоубийцах, приходит к выводу, что ей необходимо применять политику стрельбы на поражение", - подчеркивает Уилкинсон.

Израильские и российские силы безопасности были в числе консультантов британской полиции до того, как британские силы пересмотрели свои правила обращения с подозреваемыми в намерении совершить теракт-самоубийство. По израильской установке, любой, кто может представлять действительную угрозу для жизни других людей, так называемая "тикающая бомба", является легитимной мишенью для ликвидации. По правилам солдаты или полицейские должны стрелять в землю, а не напрямую в подозреваемого.

Израильтяне, как предполагается, также убедили британскую полицию в необходимости стрелять подозреваемому террористу в голову, чтобы помешать ему взорвать бомбу, которая может находиться у него, пишет британская газета. Однако критики утверждают, что зачастую практика расходится с теорией, и в итоге погибают невинные люди, как это было с бразильским электриком.

Российские власти тоже прибегали к консультациям израильских коллег. Россия пережила несколько крупных терактов с участием террористов-смертников, самыми мощными из которых стал захват заложников в театре на Дубровке в 2002 году и драма с захватом заложников в школе в Беслане в прошлом году. Террористы-самоубийцы также наносили удары в московском метро и других объектах в российской столице. По словам Уилкинсона, реакция российских властей была "решительной". Это была "драконовская, массированная реакция".

В США политика варьируется от штата к штату. Федеральные агенты могут убивать, чтобы защитить собственную жизнь, жизнь других офицеров и невинных людей.

В то время как большинство европейских стран пока избежало атак террористов-смертников, некоторые уже выработали политику стрельбы на поражение в чрезвычайных ситуациях. В Германии силы полиции на большей части страны имеют возможность делать "последние спасательные выстрелы" в голову, чтобы спасти граждан, жизнь которых находится в опасности. Такие правила уже использовались в инцидентах с захватом заложников, однако в этом вопросе по-прежнему остаются противоречия, на что указывают правозащитные организации и профсоюзы полицейских.

В Бразилии, на родине 27-летнего электрика Жана Шарля де Менезеса, убийство которого всколыхнуло Соединенное Королевство, силы безопасности имеют санкцию "нейтрализовать" преступников, которые представляют "неизбежную и серьезную угрозу" для жизни невинных людей. Однако бразильская полиция не раз подвергалась критике со стороны правозащитных организаций. "К сожалению, Бразилия имеет историю применения полицией чрезмерной силы", - подчеркивает Хосе Винсенте да Силва, бывший полковник полиции, а ныне сотрудник аналитического Института Фернанда Брауделя.