К примеру, лягушки могут обманывать кваканьем. Напомним, кваканье - это способ, с помощью которого самцы прудовой лягушки демонстрируют размеры своего тела. Чем крупнее самец, тем ниже издаваемый им звук. Крупный самец, издавая низкие звуки может отпугнуть других самцов и не пустить их на свою территорию. Оказывается, не все лягушки в этом соревновании поступают честно - некоторые небольшие самцы специально понижают голос.
Один из видов неядовитых бабочек в результате эволюции приобрел такой же рисунок крыльев, как и у ядовитых, что позволяет им отпугивать птиц.
"Задумайтесь об общении человеческом: оно наполнено обманом", - говорит Стивен Новицки, биолог из Университета Дюка и соавтор опубликованной в 2005 году книги "Эволюция общения у животных".
Как рассказывает доктор Новицки в своей книге, биологи долго не могли понять природу обмана. Ведь нечестность должна подрывать доверие среди животных. Перед учеными встал вопрос, например, о том, почему лягушки продолжают верить, что низкое кваканье обозначает крупного самца? Новое исследование предлагает ряд ответов на этот вопрос: возможно, естественный отбор поощряет одновременно и честность, и обман, особенно когда животное взаимодействует со множеством "слушателей". Ведь с кем-то из них честность может оказаться вовсе не лучшей политикой, пишет NYT (полный текст на сайте InoPressa.ru).
Ученые полагают, что такие тонкие психологические ходы могут объяснить множество загадок эволюции общения у животных и людей, говорит Стивен Эллнер, математик и биолог из Корнельского университета.
"Целью обмена сигналами считалась передача информации", - объясняет доктор Новицки. По его словам, прежде ученые практически не думали об общении с позиций обманщика.
Однако возможности, открывающиеся для лжецов, с новой точки зрения оказываются безграничными. Птицы-сорокопуты, например, регулярно предупреждают друг друга о приближении хищников. Но иногда они поднимают ложную тревогу, чтобы отвлечь своих сородичей от пищи.
NYT предлагает читателям представить, что сорокопут, который поступает таким образом, больше ест. Поэтому он может произвести больше потомства. Иными словами, менее упитанные экземпляры птиц будут производить меньше потомства. Если ложные тревоги будут происходить чаще, то естественный отбор станет работать в пользу тех птиц, которые не поддаются на обман.
Построив математическую модель для проверки этой теории, ученые обнаружили, что теоретически обман должен подрывать многие важнейшие виды общения. Задачей исследователей было доказать, что именно честность может противопоставить выгодам лжи.
Амоц Цахави, биолог из Тель-Авивского университета, предложил возможное объяснение того, что честность все-таки преобладает. Возможно, ложь обходится относительно дорого. В результате его теория была подтверждена сложными математическими моделями и экспериментами.
Например, петухи привлекают кур своими большими красными гребнями. Куры выигрывают, выбирая здоровых самцов, поскольку их птенцы в таком случае тоже будут здоровыми. Чем крупнее и ярче гребень у петуха, тем лучше у него здоровье. Теоретически, слабый петух мог бы обмануть кур, отрастив с целью обмана крупный гребень. Однако слабому петуху тяжелее вырастить большой гребень, чем сильному. В результате этого возникает компромисс, при котором и слабые, и сильные петухи действуют одинаково честно.
Доктор Керн Рив, биолог из Корнельского университета, специалист по эволюции, говорит, что "случаи обмана имеют место удивительно часто".
Лгать способны даже ракообразные. Некоторые самцы пытаются выгнать других из нор и занять их сами. Эти конфликты опасны, поскольку ротоногие способны наносить сокрушительные удары своими острыми клешнями. Однако до ударов дело доходит редко. Вместо этого самцы поднимаются, выставляют клешни, как боксер перчатки. Вид крупных придатков заставляет менее крупного рака отступить. Но после линьки экзоскелет у рака становится мягким и гибким, и даже в этом уязвимом состоянии самцы угрожающе поднимают клешни - довольно смелый блеф.
Поэтому ученые создали и более сложную модель обмена сигналами у животных. Предыдущие модели рассматривали только случай направления сигнала одним животным другому. В действительности, обмен может идти на публике. В модели вместо одного слушателя предусмотрены двое. Сигнализирующее животное может выбрать, быть ему честным или солгать. Получатели могут реагировать на сигнал как на честный или как на ложный.
Оказалось, что честность и ложь способны достичь в данной модели стабильного сосуществования. Иногда сообщающий может лгать, но все равно слушатель верит поступившему сигналу, несмотря на обман.
Доктор Рив предупреждает, что данная модель - лишь первый шаг к пониманию того, как сеть слушателей способна определять эволюцию обмана.
Ученые попробовали изучить по этой модели случаи обмана среди людей. В одном из примеров даже рассматривается взаимодействие между террористической организацией и правительством.