Одна из жалоб была подана от лица члена правления НКО "Русская школа Эстонии" Юлии Мазаловой, чей ребенок учится в Русской гимназии Хааберсти. Другая - бывшим председателем попечительского совета Таллиннской Тынисмяэской реальной школы Мариной Сааремяги, которая стала инициатором подачи ходатайства попечительского совета школы о русском языке обучения.
Суд напомнил, что еще в 2014 году Государственный суд отказался удовлетворять подобные жалобы местных самоуправлений и представителей попечительских советов школ. В соответствии с этой позицией Госсуда было вынесено и решение окружного суда. Ранее и административный суд отклонил апелляцию с такой же аргументацией.
Председатель правления НКО "Русская школа в Эстонии" Мстислав Русаков отметил, что отказы эстонских судов двух инстанций не стали для него неожиданностью. "К сожалению, отношение государственной власти к русскому национальному меньшинству не меняется, и продолжается курс на ограничение его прав. Не вызывает сомнений и то, что решение Государственного суда будет аналогично предыдущим, однако нам необходимо пройти все три судебные инстанции в Эстонии, чтобы иметь возможность подать жалобу в Европейский суд по правам человека", - объяснил он.
В 2013-2015 годах аналогичные дела рассматривались в правительстве и судах в отношении пяти гимназий города Нарва и 10 гимназий Таллина. Их также поддержали местные самоуправления, но им всем было отказано в этом праве в правительстве и судах, напоминает "Интерфакс".
Напомним, что в 2010 году парламент Эстонии принял закон "Об основной школе и гимназии", в соответствии с которым в 2011/2012 учебном году должен был завершиться перевод преподавания 60% предметов на эстонский язык. Однако закон предусматривал, что по ходатайству муниципальных властей и с разрешения правительства могут быть исключения из этого правила.
Языковая проблема в Эстонии является весьма острой. Еще в 2004 году после проверки из рядов полиции были уволены сотрудники, не владеющие эстонским языком. Тогда же начали штрафовать учителей за плохое знание эстонского, а Языковая инспекция вынесла предупреждение политикам, ведущим агитацию на русском языке.
В 2007 году закон "О языке" был изменен в сторону ужесточения, хотя в 2006 году Совет Европы признал наличие дискриминации русскоязычного населения в Эстонии. Политика республики неоднократно критиковалась правозащитной организацией Amnesty International, а ООН даже советовала властям страны сделать русский язык вторым государственным. В ответ на это парламент Эстонии предложил смягчить требования для получения эстонского гражданства (в частности, право сдавать экзамен на знание Конституции на другом языке) и провел активную агитационную кампанию с целью убедить неграждан приобрести эстонские паспорта.
Согласно ст. 10 закона "О языке" (Keeleseadus), языком общения в государственных и муниципальных учреждениях является эстонский; также предъявляются требования к использованию эстонского языка в государственных компаниях, некоммерческих организациях и фондах с государственным участием.