Глава грузинского государства заверил при этом, что Тбилиси не планирует никаких вооруженных действий против "российских оккупантов" в Абхазии и Южной Осетии, и даже готов закрепить эту позицию официальным документом, который может быть подготовлен уже в ближайшие недели. Это, по мнению Саакашвили, ограничит возможности тех в России, кто использует мнимую грузинскую угрозу для оправдания своих действий.
Саакашвили напомнил, что Грузия неоднократно выражала готовность к переговорам с Россией по существенным вопросам без всяких предварительных условий и установок. Это предложение остается в силе, подчеркнул президент, но дал понять, что окончательно решить "грузинскую проблему" по российскому сценарию не удастся. В частности, в Тбилиси постараются, чтобы новая российская предвыборная кампания не разворачивалась на фоне такого решения.
- Саакашвили призвал грузинских военных готовиться к деоккупации и "тотальной обороне"
- Саакашвили обеспокоен: Россия один за другим свергает "цветные режимы", может добраться и до него
По словам Саакашвили, российская сторона сейчас совершенно четко определяет, что подразумевает под выражением "наладить отношения" с Грузией - она хотела бы, чтобы новое руководство этой страны смирилось с фактом оккупации. "Тогда не надо будет бегать и подкупать всяких диктаторов третьего мира. Сразу будет в Тбилиси такой диктатор сидеть или новый друг, который и так все признает, и зачем будет тогда Науру уже 50 миллионов платить, когда можно это прямо в карман какому-то новому грузинскому лидеру положить? И тогда все уладится", - сказал глава государства.
Именно поэтому, считает Саакашвили, его самого в Кремле винят в неадекватности и "ненормальности", понимая, что он и его команда не допустят признания оккупации. "Каждый, кто людей из ФСБ, КГБ не устраивает, они все ненормальные. И вообще нужно быть ненормальным, чтобы любить свою страну, хотеть ей независимости, хотеть, чтобы она была в нормальных отношениях с соседями, хотеть видеть ее цельной, - иронически рассуждает он. - Конечно, такой человек, который это захочет, особенно если лидер этой страны, то это, конечно, абсолютно психически ненормальный, он опасен. Более того, он совершенно неприемлем, его надо вешать задней частью тела, как это мне неоднократно обещали. Сначала подвесить, а потом вылечить".
Прим. NEWSru.com: Саакашвили намекает на угрозу Путина "повесить его за яйца" за нападение на спящий Цхинвали в августе 2008 года. По версии журнала Le Nouvel Observateur, российский премьер якобы озвучил ее в приватной беседе с французским президентом Николя Саркози. В декабре, во время телевизионной "прямой линии" с населением Путин фактически подтвердил факт угрозы: его спросили, правда ли он обещал "повесить президента Грузии за одно место", и тот ответил: "Почему за одно?". Непонятно, впрочем, почему Саакашвили теперь упоминает указанную часть тела как "заднюю".
Рассуждая далее о "ненормальности", Саакашвили косвенно сравнил себя с российским академиком Андреем Сахаровым, который "много раз проверялся на психиатрической экспертизе", а также напомнил об аналогичных обвинениях в адрес белорусского лидера Александра Лукашенко и прежнего президента Украины Виктора Ющенко. На очереди еще Молдавия, где, с точки зрения России, к власти пришли совершенно ненормальные люди, отметил он.
Говоря об отношениях своей страны с Белоруссией и Молдавией на фоне ухудшения их отношений с Москвой, Саакашвили заявил, что не занимается сколачиванием "антироссийского блока", как пишут об этом некоторые СМИ. "Просто все эти страны - они разные. Они разные и по характеру народа, может быть, по своим социальным условиям, по своей географии. Но их объединяет одно: все эти народы хотят жить нормально, хотят жить в мире, не хотят конфронтации, хотят, чтобы у них было будущее. И поэтому естественно, что мы будем с Россией разговаривать", - пояснил президент.
По его словам, у России были все козыри, чтобы страны ближнего зарубежья ее любили, а не боялись или ненавидели. Это, например, культура, исторические связи, наконец, русский язык, который "до сих пор является, на самом деле, языком межнационального общения между всеми этими странами". Однако Москва предпочла говорить с ними "на языке угроз и на языке артиллерии и ракет, и авиационных бомб".
При этом в Грузии, в отличие от стран Балтии и Восточной Европы, нет русофобии, несмотря на оккупацию, заверил Саакашвили. Это позволит в будущем очень быстро выстроить новые отношения между двумя странами, уверен он. А рецепт "перестройки" очень прост: "как минимум деоккупация территории Грузии" и предоставление ее народу возможности самому решать, "как развиваться, кого выбирать, в какие альянсы вступать, какой образ жизни иметь", заявил он.
Говоря о перспективе вступления в НАТО, Саакашвили подчеркнул, что этот процесс для Грузии уже необратим, а война 2008 года до конца укрепила его в сознании людей. По его мнению, политическое решение не за горами, пока же в нормальном русле происходит технический процесс. Президент напомнил, что грузинская армия участвует в военной операции в Афганистане, увеличивая присутствие в этой стране. Кроме того, он подчеркнул, что Грузия частично используется в качестве транзитного пути для снабжения военных операций в Афганистане.
Саакашвили заявил, что не считает оккупацию Абхазии и Южной Осетии следствием стремления Грузии в НАТО. "Я одну вещь очень хорошо заметил в действиях этих российских властей - что они эмоционально ничего не делают. Они все планируют и они все планомерно осуществляют. Это все было запланировано, все было расписано, все мероприятия, там была ответственность за каждое мероприятие. Ну, это все делается в спецслужбах", - сказал он.
Напротив, именно действия России "подстегнули НАТО насчет предоставления плана действий по членству Грузии и Украины в Бухаресте в марте 2008 года", убежден грузинский лидер.
Оценивая по просьбе журналистов радиостанции свои личные политические заслуги на посту президента, Саакашвили сказал, что, в целом, Грузия поменялась ментально: "Я думаю, что это первая страна из бывших советских стран, которая стала, в принципе, не советской. Где вся политическая элита не советская". Этот процесс также должен принять необратимый характер, что может обеспечить только команда реформаторов, во главе которой он сам стоит сейчас.
"Я хотел бы, чтобы эта команда, конечно, как идеология реформаторов осталась у власти. Я бы хотел, чтобы она расширилась. И, естественно, я все буду делать, чтобы так было, чтобы была и такая преемственность", - заявил он. Саакашвили также попытался развеять слухи о своем стремлении как можно дольше остаться у власти, в том числе путем изменения конституции. "Ни у одной фигуры в Грузии, включая меня лично, не получится управлять Грузией в будущем таким единоличным манером", - заверил он.