Los Angeles Times: Путин не пройдет
Американская газета Los Angeles Times опубликовала статью "Путин не пройдет" (перевод на сайте Inosmi.ru), в которой заявила, что Джордж Буш не должен позволить Владимиру Путину продолжать считать борьбу с терроризмом разрешением нарушать права человека.
Россия возражала против вторжения Соединенных Штатов в Ирак, однако право ругаться с США оставила Франции и Германии. В прошлом году Москва начала разделять обеспокоенность Вашингтона, вызванную тем, что для создания ядерного оружия Иран может использовать компоненты, извлекаемые из построенной Россией атомной электростанции. Кремль выступил на одной стороне с США в переговорах с Северной Кореей, бывшей когда-то близким союзником России. Начинающийся в пятницу саммит президентов Буша и Владимира Путина будет праздником любви по сравнению с холодным приемом, которого был удостоен президент Буш во вторник в Организации Объединенных Наций. Однако хорошие американо-российские отношения не должны означать молчание США по ряду ключевых вопросов, в отношении которых Москва занимает ошибочную позицию.
Бывший полковник КГБ Путин назначил на высшие посты коллег из спецслужб и армии; в свою очередь эти назначенцы тоже набрали в свои команды бывших коллег. Правительство Путина подавило свободные средства массовой информации и посадило за решетку активистов-правозащитников. Недавно режим начал уголовное расследование деятельности крупнейшей нефтяной компании ЮКОС. Это произошло после того, как ее руководители объявили о выделении денежных средств оппозиционным Кремлю политическим партиям.
Эти антидемократические события печально контрастируют с горячими ожиданиями десятилетней давности, когда развал Советского Союза породил надежды на возникновение России, свободной от подслушивающих устройств и шпионства властей за своим народом; России с независимой судебной системой, свободными средствами массовой информации и сильными гражданскими институтами. Буш должен высказать свои возражения по поводу ошибочной политики президента Путина. Буш часто говорит о желании построить демократический Ирак, Россия в не меньшей степени заслуживает демократию.
Кроме того, есть Чечня, где российские военные похищают и убивают гражданских лиц по подозрению в терроризме. Перед тем, как вступить в должность, Буш правильно критиковал действия Москвы в Чечне. После событий 11 сентября 2001 года критика ослабла, чего нельзя сказать о зверствах России. Поддерживаемые "Аль-Каидой" чеченские террористы, убивающие невинных россиян и захватывающие заложников в центре Москвы, конечно, существуют. Но беспорядочное возмездие не остановило атаки. Путин должен сдержать свою армию и начать работать с умеренными чеченцами.
С сожалению, единственный серьезный кандидат на пост президента в приближающихся выборах настроен прокремлевски; ведущие представители оппозиции, опасаясь русского медведя, отказались от участия в выборах.
Буш не должен позволить Путину продолжать считать борьбу с терроризмом разрешением нарушать права человека. Поддержка Москвой деятельности по нераспространению ядерного оружия и материалов важна и желательна; то же самое можно сказать и о ее предложении поставлять нефть и природный газ, благодаря чему США смогут ослабить свою зависимость от поставок входящих в ОПЕК стран. Но союзники не должны сглаживать разногласия, неприемлемое поведение должно быть опротестовано.
В британской Financial Times Путина подверг критике бывший директор ЦРУ
Джеймс Вулси - президент Freedom House, бывший директор ЦРУ, участник переговоров об ограничении стратегических вооружений между США и СССР, опубликовал во влиятельной британской газете Financial Times статью "Путинская Россия не должна сползать к авторитаризму".
По мнению британского издания, стабильность отношений с США зависит от прекращения дрейфа Москвы к авторитаризму. В преддверии парламентских и президентских выборов Буш должен ясно дать понять, что увеличивающийся дефицит демократии идет вразрез с интересами России.
Завтра, когда Джордж Буш встретится с Владимиром Путиным в Кемп-Дэвиде, их главными темами станут терроризм, экономическое развитие и торговля. В центре дискуссии будет заявка России на членство во Всемирной торговой организации и ее заинтересованность в увеличении американских инвестиций. Переговоры, скорее всего, не коснутся российской внутриполитической ситуации, которая с каждым днем все больше напоминает авторитаризм, пишет сегодня Financial Times (перевод на сайте Inopressa.ru).
Стабильность отношений с США зависит от прекращения дрейфа Москвы к авторитаризму. В преддверии парламентских и президентских выборов Буш должен ясно дать понять, что увеличивающийся дефицит демократии идет вразрез с интересами России.
Во-первых, свобода слова.
При Путине Россия стала страной, где против журналистов возбуждаются уголовные дела за клевету, где они являются объектом государственных проверок, законодательных ограничений в освещении избирательной кампании и других форм давления. В чем состоит преступление? Во вполне законном освещении таких вопросов, как коррупция и нарушения прав человека в Чечне. Некоторые журналисты заплатили жизнью за свою независимую позицию.
По мере приближения выборов вызывает все большее беспокойство явное стремление Кремля контролировать и затруднять освещение кампании. В июне министерство печати закрыло последний российский независимый телеканал ТВС - якобы из-за финансовых проблем, хотя новый инвестор был заинтересован в финансировании канала. Правительство Путина продолжает преследовать политических оппонентов, покинувших страну; в их числе медиамагнат Владимир Гусинский, недавно арестованный в Греции по требованию России.
Во-вторых, верховенство закона.
Став президентом, Путин пообещал обуздать коррупцию. Однако недавние попытки прокуратуры вывести коррупцию на чистую воду на поверку являются политическими преследованиями и сведением счетов, а не законной попыткой разобраться с мошенническими приватизационными схемами эпохи Ельцина.
Хотя власти отрицают причастность Путина к расследованию, ведущемуся против ЮКОСа, прокуратура начала это расследование через несколько месяцев после напряженного разговора между Путиным и главой компании Михаилом Ходорковским. Нежелание президента отмежеваться от тактики прокуроров, включающей в себя содержание под стражей акционера ЮКОСа, усиливает в международном финансовом сообществе беспокойство по поводу права собственности.
В-третьих, гражданское общество.
При Путине в отношении независимых гражданских организаций происходит маргинализация, смещение их на обочину общественной жизни. Недавно правительство поставило под угрозу независимость Всероссийского центра по изучению общественного мнения (ВЦИОМ), уволив его руководство и получив в результате возможность указывать, какие опросы можно проводить, а какие - нельзя.
Юрий Левада, социолог, возглавлявший ВЦИОМ, высказал предположение, что реорганизация вызвана недовольством по поводу опросов ВЦИОМ о Чечне. В сентябре Левада и многие его сотрудники ушли, чтобы создать новую независимую организацию.
Это приводит нас собственно к Чечне.
Последние четыре года Путин ведет безжалостную войну против мятежной республики. Хотя в последние месяцы увеличилось число атак повстанцев и терактов, совершаемых фанатиками, война характеризуется столь же возмутительными атаками российских военных на чеченских мирных граждан и нежеланием Путина вести серьезные переговоры, чтобы положить конец военным действиям.
В этом году, после проведения референдума по чеченской конституции, в которой республика признается частью России, Путин объявил, что война в Чечне окончена. Но бои продолжаются, - и то, что новую конституцию одобрили почти 100 процентов чеченцев, вызывает подозрения. В октябре в Чечне предстоят президентские выборы, и Путин должен продемонстрировать свою приверженность миру и демократии в Чечне, обеспечив свободное и честное голосование, открытое для международных наблюдателей.
В марте 2000 года, после избрания Путина президентом, он признал, что строительство демократической России "далеко не закончено" и пообещал создать "свободное, процветающей, сильное и цивилизованное" государство. Лидеры США приветствовали это заявление. Сегодня, когда движение России к демократии стало опасно нестабильным, Буш должен оказать давление на Путина с тем, чтобы тот выполнил свое обещание, дав понять, что неустойчивость демократии скажется на свободе, силе, процветании России и ее интеграции в мировое сообщество.