Представитель Госдепартамента США Хизер Науэрт ответила на обвинения со стороны Конгресса в срыве дедлайна по формированию санкционного списка россиян, связанных с обороной и разведкой
Reuters
Представитель Госдепартамента США Хизер Науэрт ответила на обвинения со стороны Конгресса в срыве дедлайна по формированию санкционного списка россиян, связанных с обороной и разведкой. По ее словам, точно выявить лиц, против которых следует ввести санкции, оказалось непросто.

Напомним, 11 октября ведущие сенаторы от обеих американских партий - демократ от Мэриленда Бен Кардин и республиканец от Аризоны Джон Маккейн - раскритиковали администрацию Дональда Трампа за то, что она не укладывается в сроки введения новых санкций против России в оборонной и разведывательной сферах. В своем совместном заявлении они отметили, что Белый дом должен был определить санкционный список еще к 1 октября. "Отсрочка ставит под вопрос намерения Трампа по реализации законопроекта о санкциях, подписанного более двух месяцев назад, спустя месяцы публичных дебатов и переговоров в Конгрессе", - заявили сенаторы, обвиняя Трампа в недостаточном давлении на Москву. Эта мера должна дать Конгрессу больший контроль над введением санкций против России, но Трамп считает, что таким образом Конгресс узурпирует его исполнительную власть.

Отвечая на критику сенаторов, представитель Госдепа Хизер Науэрт заявила в ходе брифинга 24 октября: "Мы слышали, что некоторые члены конгресса обеспокоены затягиванием процесса. Я знаю, что этот вопрос обсуждался на Капитолийском холме. В законопроекте о санкциях содержится положение о том, что Госдепартамент должен выявить лиц, связанных с оборонным сектором России, а также разведывательными операциями, чтобы подвергнуть их новым санкциям. Мы работаем над тем, чтобы завершить этот процесс".

По ее словам, люди, непосредственно занятые формированием санкционного списка, называют свою работу "довольно сложной" и полагают, что процесс может занять продолжительное время.

Науэрт напомнила, что помимо самого списка Госдеп работает над составлением рекомендаций для американских компаний, которые могут быть затронуты новыми санкциями, а также над инструкциями для "важных союзников и партнеров НАТО". Им Вашингтон намерен разъяснить, как избежать воздействия санкций.

Также Науэрт затронула вопрос о статусе российских СМИ, работающих на территории США. Она пояснила, что российское и американское законодательство об "иностранных агентах" принципиально различается. Представитель Госдепа отметила, что в России иностранными агентами считаются организации, которые получают даже минимальное финансирование из любых иностранных источников, государственных или частных, и занимаются политической деятельностью. Это определение настолько широко, что охватывает практически всю гражданскую активность. А в США подразумевается только регистрация, когда субъект участвует в политической деятельности.

"Когда Соединенные Штаты говорят кому-то зарегистрироваться в качестве иностранного агента, мы не предполагаем влияния их работу по распространению новостей. Мы просто регистрируем их. Это так просто. Россия ведет дела совсем по-другому. Но все, что им нужно сделать, это зарегистрироваться, и это довольно простой процесс", - пояснила Науэрт.

Российские бизнесмены нервничают в ожидании санкций

Как ранее отмечали СМИ, богатейшие российские бизнесмены, не входящие в ближний круг президента Владимира Путина, с тревогой ждут февраля 2018 года, когда в США будет обнародован отчет об олигархах и высших чиновниках, задействованных во внешней политике. Они нанимают юристов и прибегают к услугам лоббистов в Вашингтоне, опасаясь персональных санкций США.

Закон "О противодействии противникам Америки посредством санкций" (CAATSA), подписанный президентом США Дональдом Трампом 2 августа, предписывал в течение 180 дней, то есть примерно к февралю 2018 года, Министерству финансов США, директору Национальной разведки и госсекретарю представить соответствующие данные в профильные комитеты конгресса.

Попадание в этот отчет может грозить введением персональных санкций, предполагающих запрет на въезд на территорию США, замораживание активов и запрет на ведение дел с американскими гражданами и компаниями. За составление санкционных списков отвечает Office of Foreign Assets Control (OFAC), подразделение Минфина США, которое в 2014 году включило в санкционный список SDN (Specially Designated Nationals) Геннадия Тимченко, Аркадия и Бориса Ротенбергов и Юрия Ковальчука, мотивировав это тем, что они входят "в личный круг президента Путина", а позже и других, в том числе главу "Роснефти" Игоря Сечина.