Исследователи Элисон Пишедда, специалист по эволюционной биологии из Университета Калифорнии в Санта-Барбаре вместе с Адамом Чиппендейлом из Королевского университета в Кингстоне, Канада, проведя эксперимент над крупной популяцией плодовых мушек дрозофил, выделили три генотипа, которые являются наиболее и наименее благоприятными для каждого пола. Затем они скрестили отобранных мушек во всех возможных комбинациях и оценили степень соответствия их потомства, пишет New Scientist. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)
Парадокс связан с тем, что многие черты, которые повышают репродуктивный успех самцов, играют отрицательную роль для репродуктивных способностей самок и наоборот. Например, самки дрозофил, которые много времени уделяют питанию, могут получить больше энергии для откладывания яиц, в то время как самцы могут выиграть за счет того, что будут больше времени проводить, спариваясь с самками.
"Везде, где есть две различные гендерные роли, черты, определяющие репродуктивную успешность самцов, не совпадают с чертами, которые являются положительными для самок", - заявил Элисон Пишедда.
В каждом случае они обнаружили, что обладающие наиболее благоприятными признаками самки рожают наиболее "пригодных" дочерей, но менее "пригодных" сыновей, по сравнению с менее привлекательными самками. Соответственно, самцы с наиболее благоприятными признаками производили менее привлекательных дочерей. Генотип самцов никак не влиял на качества сыновей, так как большинство генов, влияющих на репродуктивный успех, содержатся в X-хромосоме, которую самцы наследуют только от матерей. Итоговый результат этих различий в том, что в результате спаривания самых лучших самцов и самок рождаются никудышные дети.
"Если происходит последовательная селекция наиболее высококачественных самцов, то почему не все самцы отличаются высшим качеством? – спрашивает Пишедда. – Это может являться объяснением".
Это межполовое противостояние, видимо, несколько уравновешивается у таких организмов, как птицы и бабочки, предполагает Пишедда. Определение пола у них представляет собой полную противоположность более знакомым схемам млекопитающих и дрозофил, где самка является носительницей двух Х-хромосом, а самец – хромосом Х и Y. У самок бабочек и птиц у разные хромосомы – Z и W, а у самца – две хромосомы Z. В результате сексуальные самцы могут передать свои благоприятные половые признаки сыновьям, что и объясняет пышное оперение и яркое поведение, свойственное только самцам.
Исследование Пишедды и Чиппендейла впервые показало, что благоприятные признаки самцов и самок плохо отражаются на потомстве противоположного пола. "Однако требуются дальнейшие эксперименты, чтобы определить, насколько широко в природе распространен этот эволюционный парадокс", - говорит Сара Отто, эволюционный биолог из Университета Британской Колумбии в Ванкувере, Канада, не участвовавшая в исследовании.
Ученые ранее сообщали, что у красивых людей зачастую велика вероятность произвести на свет некрасивых детей.
"Генетика – это не математика. Смешение генов Адониса и Венеры не всегда дает наилучшие результаты. В человеческом геноме - 20-25 тысяч генов. В каждом организме существуют гены, доставшиеся от матери и от отца, они вступают друг с другом в своего рода схватку, в борьбу за доминирование одного над другим. Есть победители, так называемые доминирующие гены, и побежденные, рецессивные гены", - утверждал итальянский генетик Маурицио Феррари в новом номере журнала Ok-La salute.