В четверг генерал Джордж Кейси, который в ближайшее время должен возглавить войска коалиции в Ираке, доложил об этих планах Центрального командования на сенатских слушаниях.
"СЕНТКОМ планирует перебросить войска, если ситуация в Ираке изменится, - заявил генерал сенаторам. - Повстанцы оказались гораздо сильнее, чем я мог предполагать, я думаю, они получили серьезную помощь из-за границы".
Официальные лица в американской администрации неоднократно заявляли, что по мере приближения даты 30 июня, когда власть в Ираке должна быть передана иракскому правительству, и даже после этой даты, действия боевиков в Ираке будут нарастать и становиться все агрессивнее.
В настоящее время в Ираке находятся около 145 тысяч военнослужащих армии США.
Corriere Della Sera: Американцы не владеют инициативой в Ираке, нужно больше солдат
"Легкий" контингент, действующий на территории всей страны. Но противник прекрасно знает местность, он способен наносить удары и исчезать. Американцы и их союзники по коалиции вынуждены все время заниматься преследованием, они никогда не владеют инициативой. Чтобы иметь такую возможность, нужно больше солдат. И возможно, подкрепления прибудут.
Главное американское военное командование, как сообщил телеканал NBC, может направить в Ирак дополнительно 25 тысяч солдат (помимо 145 тысяч, уже находящихся в этой стране), "если этого потребует ситуация". Пока, речь идет лишь о задании, которое дал Пентагон планирующим органам рассмотреть такой вариант. Но вопрос, как кажется, можно считать решенным, пишет в Corriere Della Sera (перевод на сайте Inopressa.ru).
"Мы разработали планы по решению любых возможных проблем", - заявил заместитель министра обороны Пол Вулфовиц. В Пентагоне и в исследовательских центрах Вашингтона вновь изучаются старые и новые конфликты. Суть ясна: мы не можем уйти, но не можем допустить, чтобы нас убивали. Анализируются операции генерала Кастера против индейцев сиу и силовые операции французских десантников в Алжире. Изучается также опыт лучшего союзника на Ближнем Востоке, Израиля.
Эксперты подсчитали, что для установления полного контроля над Ираком необходимо свыше 500 тысяч солдат. На фазе подготовки к войне генералы предупреждали о рисках, связанных с использованием ограниченного контингента, но министр обороны Дональд Рамсфельд заставил их замолчать. Быстрое продвижение американских войск, которые за 25 дней взяли Багдад и последний оплот Саддама Тикрит, на время отложило полемику, но не развеяло опасения, оказавшиеся обоснованными уже прошлым летом.
Повстанцы и террористы перешли в наступление на юге и на севере, а также в так называемом суннитском треугольнике, объединяющем Багдад, Тикрит и Рамади (110 км к северо-западу от столицы). Чтобы противостоять сложившейся ситуации, Пентагон направил морских пехотинцев в города. Армия оказалась втянутой в бои, где технологическое превосходство и огневая мощь не приносят большого успеха. Но и борьба с партизанами оказалась очень опасной, с десятками по ошибке убитых мирных граждан и потерями в личном составе. Возникли проблемы и с обеспечением бесперебойной доставки необходимых грузов.
Некоторые пытаются провести параллели с войнами против индейцев. И тогда территория была слишком обширна, а силы кавалерии немногочисленными. В долине Эль-Фаллуджи так же, как и в Черных Холмах, разведка играет весьма скромную роль. У американцев нет ни ушей, ни глаз, в отличие от противника, которому известны все тропинки. Спутники-шпионы оказываются бесполезными, поскольку повстанцы растворяются среди местного населения, а немногочисленные информаторы каждый день рискуют жизнью.
Пентагон по аналогии с Западом, планирует создать различные базы на юге и на севере, хорошо защищенные, с которых можно будет начинать операции с использованием вертолетов и бронетанковых подразделений. Центр, или же очаг сопротивления, Баакуба, Эль-Фаллуджа и Рамади, будет передан под контроль формируемой иракской армии.
Некоторые сравнивают иракских солдат с индейцами, сотрудничавшими с американцами в преследовании своих братьев. Но для того, чтобы этот план начал действовать, новым властям необходимо иметь в своем распоряжении силы безопасности. Вербовка новых сотрудников несколько замедлилась, и к военным многие относятся как к предателям. В действительности они несут самые тяжелые потери, являясь основной мишенью для камикадзе.
Не имея возможности перекрыть все зоны, американцы переняли израильскую практику проведения целевых операций. Аз-Заркави взял на себя ответственность за теракт, и американцы незамедлительно начали операцию возмездия в Эль-Фаллудже. Выбор пал на этот город, поскольку там действительно скрываются повстанцы и он является "центром тяжести" кризиса.
При проведении ночных операций на "враждебной территории" морские пехотинцы, дислоцированные в суннитском треугольнике, используют хитрость. Автомобиль продвигается с потушенными фарами. Это разведчик, который должен сообщить о присутствии взрывных устройств или повстанцев. За ним следуют в полной темноте бронированные средства.
В случае ведения боевых действий в жилых массивах солдаты берут с собой молотки и кирки, чтобы пробивать дыры в стенах: патрули проходят от дома к дому через эти импровизированные туннели. Аналогичную технику применяли израильтяне в Дженине и Наблусе. На крышах размещаются снайперы, более эффективные и менее дорогостоящие, чем вертолеты Apaches. Но, как свидетельствует израильский опыт, и этого недостаточно.
Советник по национальной безопасности Конди Райс предупреждает, что Багдад будет нуждаться в военной помощи еще длительное время, и говорит о ведущихся переговорах по расширению коалиции за счет некоторых арабских стран. Но всего этого будет мало без политических шагов, способных выбить почву из-под ног экстремистов. Отсюда и вера Вашингтона в новое иракское правительство и его агентов. Поэтому террористы их и убивают.