С 1960-х многие люди, зависимые от наркотиков, говорили, что всего одна доза ибогаина - галлюциногенного алкалоида, получаемого из корня Африканского кустарника (African shrub), - помогла им избавиться от зависимости, уменьшив тягу к наркотикам.
Однако тяжелые побочные эффекты - в том числе проблемы с сердцем и несколько случаев смертельного исхода - препятствовали тому, чтобы ибогаин стал повсеместно применяться для лечения. Зато некоторые исследователи взялись искать способы добиться положительного эффекта ибогаина, избежав рисков.
В ряде предыдущих исследований было выявлено, что когда у человека вырабатывается наркотическая зависимость, у него снижается выработка ростового фактора нервов - глиального нейротрофического фактора GDNF.
Поэтому группа ученых под руководством Дориты Рон из Калифорнийского университета в Сан-Франциско решила проверить, влияет ли ибогаин на уровень GDNF в мозгу. Ученые установили: если ввести крысе в кровь ибогаин, то в ее вентральной тегментальной области мозга повышается выработка GDNF.
Что еще важнее, при введении либо ибогаина, либо непосредственно GDNF в этот участок мозга наблюдалось снижение тяги алкоголезависимых крыс к алкоголю, в то время как введение антител, направленных против GDNF, аннулировало положительный эффект ибогаина.
Результаты исследования опубликованы в журнале The Journal of Neuroscience.
"Эта работа выглядит весьма солидно, - говорит Стэнли Глик, нейрофармаколог из медицинского центра Олбани в Нью-Йорке, который несколько лет занимался проблемой ибогаина. - Они, возможно, действительно на пороге крупного открытия".
В то же время и Глик, и Рон отмечают, что повышение уровня GDNF - только один из нескольких механизмов, на которые воздействует ибогаин, чтобы уменьшить зависимость.
Синтетический компонент ибогаина, 18-метоксикоронаридин, который, как показал в своих исследованиях Глик, помогает наркозависимым, обладая меньшим количеством опасных побочных эффектов, чем ибогаин, тоже, вероятно, действует за счет повышения уровня GDNF.
Однако исследовательская группа не ставит во главу угла именно ибогаин. Напротив, Рон думает, что пора ограничить круг поисков. Она говорит: "Мы намерены отойти от ибогаина и сконцентрироваться на GDNF". Ее группа планирует заняться поиском способа стимулировать выработку GDNF без побочных эффектов.