У входа на территорию форта висит плакат с надписью на иврите: "Шарон, не забывай своих солдат". На плакате фотографии трех израильских солдат, похищенных в октябре 2000 года. С тех пор их считают погибшими. Рядом с позициями "Хизбаллах" расположился ганский батальон ООН. "ООН ничего не делает, - возмущается майор Шавит. - Мы отвели свои войска. Почему международная общественность не протестует против оккупации Южного Ливана нерегулярной армией?".
Обстановка достаточно напряженная. Наблюдательный пост защищен специальной сеткой, предназначенной для подрыва противотанковых гранат. В стороне от пулеметной точки - телевизионные экраны, соединенные с несколькими камерами наблюдения, установленными таким образом, чтобы можно было видеть, чем занимаются боевики "Хизбаллах". В другом здании, расположенном чуть дальше от этого поста, систематизируют данные, полученные с десятков видеокамер, установленных также и на аэростатах наблюдения.
На северной границе война чуть было не началась еще две недели назад. За шлагбаумом начинается старая "зона безопасности", оккупированная Израилем 20 лет назад. ЦАХАЛ в одностороннем порядке вывел оттуда свои части в мае 2000 года, оставив зону в руках "Хизбаллах" - немногочисленной сильной армии, насчитывающей до трех тысяч человек, подготовленных и финансируемых Ираном. Эта армия действует с благословения Сирии, официального "покровителя" Ливана.
В течение 15 дней "Хизбаллах" продолжает провокации. Боевики используют уже не только минометные и ракетные обстрелы ферм Шебаа. Речь идет об участке местности, площадью 25 кв. км, оккупированном Израилем и принадлежащем Сирии. Однако "Хизбаллах" и сирийцы делают вид, что это ливанская территория, чтобы оправдать существование вооруженных формирований в Ливане.
12 марта из Южного Ливана при помощи "специальной лестницы" через оборонительные сооружения на израильскую территорию проникла группа коммандос. По словам израильтян, эти боевики убили пять человек в районе кибуца Метсуба.
Израильские эксперты видят во всем происходящем руку сирийского президента. По их мнению, Башар Асад пытался утвердиться в арабском мире, провоцируя ограниченный, очень быстро погашенный при содействии международных посредников, конфликт с Израилем. Израиль никак не реагировал. Ариэль Шарон дал возможность действовать американскому госсекретарю Колину Пауэллу. Определенные шаги предпринял даже Иран: министр иностранных дел этой страны выступил 12 апреля с призывом "проявлять сдержанность перед лицом израильских провокаций". 14 апреля в Дамаск прибыл Колин Пауэлл и потребовал, чтобы Башар Асад утихомирил "Хизбаллах". Эффект был мгновенным. С 14 апреля северный фронт вновь впал в летаргию.
Однако, по словам израильтян, правильные решения действуют на Ближнем Востоке недолго. У "Хизбаллах" свои планы. Стремясь оправдаться перед ливанским общественным мнением, они увидели в деле защиты интересов палестинцев более серьезный предлог, чем фермы Шебаа.
Израильтяне ставят под сомнение политическую зрелость Башара Асада. И в рамках "всемирной борьбы с терроризмом" Ариэль Шарон может почувствовать себя вправе нанести мощный удар по неудобному соседу. На боевых башнях сухопутных броненосцев бдительность не ослабевает.