Паоло Гуццанти возглавлял так называемую комиссию Митрохина, которая в 2002-2006 годах занималась изучением документов, вывезенных из СССР бывшим сотрудником архива КГБ Василием Митрохиным. Три месяца назад он выпустил книгу "Мой агент Саша", где заявил, что Александр Литвиненко был главным информатором комиссии. "Он сообщал нам множество сведений, все интервью мы записывали на видео", - уверяет Гуццанти.
"Вероятность того, что Литвиненко убили из-за комиссии Митрохина, высока, - говорит Гуццанти. - У Путина действительно был большой интерес в том, чтобы развалить работу комиссии". В день отравления с Литвиненко встречался член комиссии Марио Скарамелла. Он приехал рассказать об угрозах в свой адрес и в адрес Литвиненко, полученных по электронной почте. По мнению Гуццанти, угрозы могли прислать именно чтобы подстроить встречу, после которой подозрение пало на Скарамеллу.
"Сам Литвиненко подумал, что Скарамелла был его отравителем... это заподозрила и полиция Великобритании. Все так подумали! - развил свою мысль Гуццанти. - Несколько дней держался слух, что коварный итальянец отравил бедного Литвиненко. До этого никто в мире не знал, кто такой Скарамелла, что такое комиссия Митрохина. А тут все взоры обратились в его сторону".
Скарамелла и Литвиненко должны были встретиться с Игорем Пономаревым, представителем России в Международной морской организации, но он внезапно умер от сердечного приступа 30 октября 2006 года. Вероятно, Пономарев был убит, заявил Гуццанти, причем отравлен радиоактивным веществом, также как Литвиненко. "Вскрытие провести было невозможно, поскольку российское посольство сразу забрало тело Пономарева", - отметил итальянский депутат. "И Пономарев, и Литвиненко были контактами Марио Скарамеллы", - добавляет он.
Гуццанти уже давно утверждает, что Литвиненко убили за информацию, компрометирующую экс-премьера Романо Проди. Ранее он писал, что за этот же компромат убили российского журналиста Ивана Сафронова в 2007 году и генерал ФСБ Анатолия Трофимова в 2005 году.
Комиссия Митрохина установила, что Проди был связан с КГБ, но итальянские газеты этим не заинтересовались, утверждает Гуццанти. "Ситуация со свободой прессы в Италии сегодня сложная, - жалуется он. - Италия Сильвио Берлускони настолько дружит с Россией Путина, что критика российских спецслужб, критика Путина просто запрещена в Италии. Сегодня - три года со дня смерти Саши Литвиненко. Хотя сегодня ситуация удручающая, но давайте думать, что рано или поздно правду мы узнаем".
В январе 2007 году британская телерадиокорпорация BBC показала видео с участием Александра Литвиненко, где тот заявлял Марио Скарамелле, что Романо Проди - человек КГБ. Об этом ему якобы сообщил покойный генерал Трофимов. Других источников у него, по собственным словам, не было.
Пресс-секретарь Проди выразил недоумение в связи с тем, что британский телеканал "прислушивается к недостоверным сообщениям, невероятным источникам и новостным авантюристам". Газета La Repubblica сообщила, что Скарамеллу к бывшему агенту ФСБ подослал именно Паоло Гуццанти. Срок работы комиссии Митрохина истекал, и Гуццанти якобы велел найти человека, который согласится за деньги обвинить итальянского политика в связях с советскими спецслужбами.