Некоторые палестинские чиновники уже призывают поставить под сомнение надежность ближайших советников Арафата и его временных преемников Махмуда Аббаса и Ахмеда Куреи, а также его вдовы Сухи Арафат. Чиновники пообещали определить точную сумму и местонахождение денег, пишет The Wall Street Journal (перевод на сайте Inopressa.ru).
На этой неделе "Бригады мучеников Аль-Аксы", базирующиеся на Западном берегу, предупредили палестинское правительство, что если коррупция среди высокопоставленных чиновников продолжится и не будет предпринято никаких действий в отношении поиска денег, то они возьмут дело в свои руки.
"Официально считается, что деньги должны находиться под контролем министерства финансов, однако миллионы долларов были инвестированы в различных точках мира, и никто не знает, где они, - заявил Хассан Хрейшех, первый заместитель спикера законодательного совета, который возглавлял несколько расследований по обвинениям правительства в коррупции. - Это неприемлемо для палестинцев".
На протяжении десятилетий, в течение которых Арафат возглавлял палестинские террористические формирования, он полностью распоряжался деньгами, которые жертвовали другие страны, фирмы и частные лица на поддержку его движения и помощь палестинскому народу.
До войны в Персидском заливе в 1991 году страны Залива и другие арабские государства жертвовали палестинцам миллионы долларов. Одна только Саудовская Аравия ежегодно отправляла Арафату чек на 50 млн долларов. Он использовал эти деньги на поддержку палестинских беженцев в арабских странах, а также на финансирование группировок в составе Организации освобождения Палестины, которую он возглавлял.
После того как Арафат поддержал вторжение Саддама Хусейна в Кувейт в 1990 году, помощь из государств Персидского залива постепенно начала сокращаться, однако потери на этом фронте с лихвой компенсировал Саддам. Деньги размещались на счетах в иностранных банках, часть их вкладывалась в коммерческие предприятия в разных точках мира.
В докладе Международного валютного фонда от сентября 2003 года сообщалось, что с 1995 по 2000 год состояние ПА превысило 898 млн долларов. В этом докладе содержался вывод о том, что доходы от сбора налогов инвестировались в коммерческие предприятия, номинально принадлежавшие администрации, однако существенная их часть, например доходы от монопольных контрактов на цемент и топливо, удерживалась администрацией.
В докладе говорилось, что предприятия действовали без соблюдения принципов прозрачности и ответственности. По Ословским договоренностям, заключенным с Израилем в 1994 году, Израиль собирал налог на добавленную стоимость и акцизный сбор и возмещал средства палестинской администрации. Однако деньги, особенно доходы от продаж топлива, табака и алкоголя, направлялись в другое русло, в частности поступали на счет в банке "Леуми" в Тель-Авиве.
Этот счет контролировали Арафат и его финансовый советник Мухаммед Рашид. Ревизия, произведенная в 2002 году новым министром финансов Салем Файадом, привела к тому, что контроль над многими активами перешел от Арафата к правительству. Начиная с января 2003 года, все фонды были разделены на две категории:
- имущество палестинской администрации (300-700 млн долларов, вложенных в 79 коммерческих предприятий, крупнейшее из которых - телекоммуникационная компания, работающая в Алжире и Тунисе), которое сейчас считается общественными деньгами
- деньги ООП, общая сумма которых до сих пор остается загадкой, но предполагается, что она исчисляется десятками миллионов долларов.
Поддавшись политическому давлению со стороны стран-доноров, Арафат согласился, чтобы все поступающие в ПА средства регистрировались в Палестинском инвестиционном фонде и любое снятие средств требовало подписей по крайней мере трех чиновников. Проверки этого фонда проводит Совет по демократии, американская некоммерческая организация, нанятая Файадом.
Однако за фондами ООП никто не следит, и, по информации Джеймса Принса, который возглавляет команду американских аудиторов, "фонды ООП полностью закрыты". По данным чиновников и следователей, Арафат использовал эти средства на покупку лояльности, и этот тайный запас формировался на основе президентского бюджета автономии в 40 млн долларов, а также на основе различных нелегальных доходов, которые Арафат предположительно получал от контрабанды топлива и пошлин, которые платили водители грузовых автомобилей, пересекая границу сектора Газа.
"Они забрали у него политическую и физическую власть, и все, что у него оставалось, - это власть финансовая, - говорит Принс. - Он швырялся деньгами".