По словам высшего руководства страны, которому пока удавалось избегать открытых конфликтов, Киргизия больше никогда не вернется к авторитарному прошлому и будет уверенно двигаться к демократии. В рамках этого движения решатся непростые экономические вопросы, будут улажены внутренние проблемы.
Выступая на центральной площади столицы республики, президент Бакиев пообещал, что "возврата к тоталитаризму и государственной коррупции, несправедливости не будет".
"Опираясь на демократические реформы республика будет успешно продвигаться по пути экономических преобразований", - подчеркнул президент.
Однако впереди Киргизию ждут непростые свершения: "Сейчас когда ситуация в стране стала спокойной и наметился экономический рост, в республике начался второй, самый важный, этап революционных преобразований. Мы должны повернуть власть к решению жизненно важных проблем народа. Надо больше власти передать самому народу, в связи с чем именно местное самоуправление должно стать первоосновой нашей демократии".
По поводу праздника правительство пообещало народу повышение зарплат. Президент заявил, что "с 1 апреля повышена на 50% заработная плата работникам вузов и социального сектора, на 35% - зарплата работникам сферы культуры и на 15% - зарплата работникам интернатов и домов престарелых".
Премьер-министр Феликс Кулов в интервью "Независимой газете" в вопросе о будущем страны согласился со своим патроном: "Киргизия постепенно будет все дальше уходить от авторитарной системы управления, у нас сформируется надежная демократичная конституционная система с четким разделением ответственности и прав среди трех ветвей власти… Что касается гражданского мира и согласия в республике, уверяю: власти не допустят, чтобы политические авантюристы либо откровенно преступные элементы ввергли общество в смуту и хаос".
Кулов сказал, ради стабильности в Киргизии он готов пожертвовать своими политическими амбициями и что он не жалеет, что не стал президентом: "Благодаря заключенному в мае прошлого года политическому соглашению с Курманбеком Бакиевым в бурлящем постмартовском обществе появилась перспектива стабильности и была предотвращена опасность гражданского противостояния. Период выборов прошел, и сегодня у нас с президентом одна главная совместная задача – поднять благосостояние народа, вытащить экономику из кризиса".
Что касается экономики, то премьер-министр заявил, что он готов к достижению амбициозной задачи поставленной президентом – увеличение темпов роста ВВП до 8% в год. Главное, что для этого необходимо сделать, по мнению Кулова, это вывести на свет огромный сектор теневой экономики, создать благоприятные условия для зарубежных инвестиций.
В том числе и из России. "В январе я подписал соглашение с главой "Газпрома" Алексеем Миллером о создании совместного предприятия. Теперь мировой энергетический гигант находится у истоков инвестиционной программы по всему спектру развития нефтегазовой отрасли в нашей стране. В перспективе речь может идти о сотнях миллионов долларов инвестиций", - сказал Феликс Кулов.
Бывшие соратники по "тюльпановой" революции снова в оппозиции
Тем не менее, несмотря на относительную стабильность, полного взаимопонимания между бывшими соратниками по "тюльпановой" революции нет. Как пишет "Время новостей", большая часть киргизской оппозиции высказывает недовольство действиями власти. Бывшие локомотивы восстания экс-генпрокурор Азимбек Бекназаров и экс-и.о. министра иностранных дел Роза Отунбаева так и не стали своими ни в команде Бакиева, ни в команде Кулова.
Оба они теперь в "конструктивной оппозиции". Роза Отунбаева заявил, что "киргизский народ в результате революции оказался в полуобманутом состоянии"..
Бывший глава МИДа обвиняет власть, частью которой она была в первые месяцы после революции, в том, что она "переняла все грехи прошлого, не представила никакой программы ни в области экономики, ни в других сферах".
Розу Отунбаеву смущает и то, что на праздничные торжества и военный парад, посвященные годовщине, тратятся большие средства в тот момент, когда людям стало заметно тяжелее жить в последнее время.
При этом "конструктивная оппозиция" отказалась от идеи провести в праздничный день "всенародный курултай", на котором власть должна была бы дать отчет о выполнении обещаний, данных народу.
Это не единственный компромисс, характерный для сегодняшней политической ситуации в Киргизии. На днях бишкекский суд отложил судебное рассмотрение уголовного дела Рыспека Акматбаева.
Таким образом известный криминальный авторитет, обвиняющийся в тройном убийстве, получил возможность баллотироваться на дополнительных выборах в парламент на место своего убитого брата-депутата.
Наблюдатели в Киргизии уверены - Рыспек получит депутатский мандат, избавится от судебного преследования и возглавит в парламенте фронду против Кулова, которого считает главным виновником гибели своего брата.
Президент Бакиев, разумеется, не даст в обиду своего соратника по тандему, что поставит премьера в зависимое от президента положение.
Тем временем экс-президент Акаев, находящийся в Москве, отказывается считать события 24 марта в Киргизии революцией - поскольку наука определяет революцию как "трансформацию с переходом общества в более высокое качественное состояние".
Краткая хронология политических событий в Киргизии за год после "тюльпановой" революции
В феврале-марте 2005 года после выборов в парламент, результаты которых были, по мнению оппозиции, подтасованы, в Киргизии начались народные волнения. Подавить восстание властям не удалось, и 24 марта из страны бежал экс-президент Аскар Акаев.
В тот же день своими сторонниками из тюрьмы после многолетнего заключения был освобожден бывший вице-президент Киргизии Феликс Кулов. Сразу же назначенный руководителем всех силовых структур, он был брошен на подавление волны хаоса и мародерства, накрывшей киргизскую столицу.
Спустя пару месяцев Феликс Кулов и лидер Народного движения Киргизии экс-премьер Курманбек Бакиев накануне президентских выборов заключили соглашение. Результатом стало появление в Киргизии властного тандема власти: Бакиев - президент, Кулов - премьер-министр. Это позволило избежать угрозы раскола между югом и севером страны, соответственно поддерживавшими Бакиева и Кулова.
Между тем третья ветвь власти - киргизский парламент, выборы в который и стали толчком к бурным народным протестам из-за обвинений в их фальсификации, - благополучно устояла. Парламент оказался основным средоточием борьбы за власть в республике между различными группировками в течение прошедшего года.
Несколько депутатов были убиты. Подспудное соперничество внутри тандема за контроль над парламентом, большинство которого считалось проакаевским (его роспуск в первые дни после 24 марта был предотвращен благодаря усилиям Феликса Кулова), оказалось главным содержанием политического процесса в стране. Его апофеозом стала скандальная отставка месяц назад спикера Омурбека Текебаева, что выглядело как компромисс между президентом и премьером.
Парламент уцелел, и следующим компромиссом будет проведение в конце года референдума о политическом устройстве страны - быть ли Киргизии президентской или парламентской республикой.
Однако, по мнению экспертов, политическая реформа, призванная ограничить полномочия президента в пользу парламента, а именно с таким требованием выступала оппозиция в акаевскую эпоху, не угрожает власти нынешнего главы государства.
Киргизский парламент, избранный по одномандатным округам, а не по партийным спискам, не может сформировать претендующую на власть парламентскую коалицию.