В этот же день стало известно, что другой обвиняемый по такому же делу - в препятствовании расследованию теракта в Бостоне - студент из Казахстана Азамат Тажаяков отказался заключить сделку со следствием, как передает ИТАР-ТАСС.
Хайрулложону Матанову вменяется в вину уничтожение улик и предоставление заведомо ложной информации следователям. Сам 23-летний мужчина все обвинения отрицает. Между тем предполагается, что он не знал о готовившихся взрывах и не участвовал в организации теракта.
На состоявшихся в понедельник, 23 июня, досудебных слушаниях адвокат Матанова - Эдвард Хейден - заявил, что его подзащитный сам пришел в полицию и рассказал о своем знакомстве с Царнаевыми. Однако прокуроры настаивают, что юноша обратился в полицию только после того, как понял, что "ответа ему не избежать".
По данным прокуратуры, Матанов, проживавший в городе Куинси (штат Массачусетс) и работавший водителем такси, пытался скрыть от полиции, что близко знал подозреваемых в теракте - братьев Тамерлана и Джохара Царнаевых.
Матанов приехал в США в 2010 году по студенческой визе, а через некоторое время получил политическое убежище. Власти утверждают, что он дружил с Царнаевыми и даже обедал с ними через несколько часов после теракта. Кроме того, спустя два дня после взрывов он был в гостях у Тамерлана, а также неоднократно звонил ему.
Однако когда полиция стала разыскивать братьев, Матанов попытался избавиться от телефонов, с помощью которых поддерживал контакты с ними, а также удалил со своего компьютера данные о поисковых запросах, касающихся взрывов на марафоне.
Тажаяков уверен, что его оправдают
Обвинения в препятствовании расследованию теракта в Бостоне предъявлены еще двум друзьям Джохара Царнаева - студентам из Казахстана Диасу Кадырбаеву и Азамату Тажаякову.
В понедельник, 23 июня, последний из упомянутых отверг предложение прокуратуры, будучи уверенным, что его оправдают. "Он знает, что невиновен", - заявил адвокат Мэттью Майерс по итогам досудебных слушаний.
Подробности сделки не раскрываются. Известно лишь, что казахстанцу было предложено частично признать вину. Начало суда над Тажаяковым назначено на 7 июля. На следующей неделе начнется отбор присяжных заседателей, которым предстоит решить его судьбу.
По данным следствия, через три дня после взрывов Тажаяков и Кадырбаев избавились от рюкзака с пиротехникой и ноутбука, принадлежавших Джохару Царнаеву. Предполагается, что они сделали это, увидев в новостях его фотографию и решив, что он причастен к взрывам в Бостоне.
В настоящее время Кадырбаев и Тажаяков находятся под стражей, ожидая начала суда. Если они будут признаны виновными, им грозит до 25 лет лишения свободы. Сами обвиняемые свою вину не признают.
Третий друг Джохара, американец Робел Филлипос, обвиняется в даче ложных показаний следователям ФБР, ему грозит до 16 лет тюрьмы.
Тажаяков, Кадырбаев и Филлипос познакомились с Царнаевым в Массачусетском университете в Дартмуте, близ Бостона, где они вместе учились. Власти считают, что студенты не знали о планировавшемся теракте и не принимали участие в его подготовке.
Суд над Филлипосом начнется 29 сентября. Он был отпущен под залог в 100 тысяч долларов.
В центре Бостона, недалеко от финишной черты марафона, 15 апреля с интервалом в 12 секунд прогремели два взрыва. Погибли три человека, более 260 получили ранения. Американские власти уверены, что организаторами и исполнителями этих терактов были братья Царнаевы - 26-летний Тамерлан и Джохар, которому скоро исполнится 21 год.
Через несколько дней после теракта Тамерлан был убит в перестрелке с полицией. Джохар получил огнестрельные ранения и был арестован. Царнаев не признал себя виновным ни по одному из предъявленных ему 30 пунктов обвинения. Начало суда над предполагаемым террористом, который сейчас содержится в тюрьме недалеко от Бостона, назначено на 3 ноября этого года. Прокуроры уже заявили, что намерены требовать для Царнаева смертной казни.