Дважды, в марте и в начале июня, по обвинению в причастности к геноциду и военным преступлениям, совершенным режимом Саддама Хусейна, перед судом в Нидерландах представал швейцарский бизнесмен
Kurdistan Democratic Party
Дважды, в марте и в начале июня, по обвинению в причастности к геноциду и военным преступлениям, совершенным режимом Саддама Хусейна, перед судом в Нидерландах представал швейцарский бизнесмен А. (его имя не разглашается). В 80-е годы он поставил в Ирак сотни тонн химических веществ, предназначавшихся для производства боевых газов, пишет газета Le Temps, перевод статьи которой публикует сайт Inopressa.ru.

Стоит вернуться в март 1988 года, чтобы понять, какую роль сыграл этот престарелый гражданин Швейцарии, который занимался своим бизнесом в красивой деревушке Биссон в округе Тичин. Часть иракского Курдистана попадает в руки Ирана, с которым режим Саддама Хусейна находится в состоянии войны уже 8 лет. Иракские самолеты Mirage распыляют смертельный газ над курдским селением Халабджа. Итог убийственный: 5 тысяч погибших, почти все они мирные граждане, старики, женщины и дети.

Годом позднее полиция округа Тичин провела обыск в доме бизнесмена А. в Биссоне, но он отсутствовал: его арестовали в Италии по просьбе американского правительства. Соединенные Штаты подозревали А. в экспорте в Ирак нескольких тонн тиодигликоля, продукта, используемого в текстильной промышленности. При смешивании его с соляной кислотой можно получить горчичный газ, химическое оружие, которое иракцы в массовом порядке применяли в Иране, пишет швейцарская газета.

Как говорится в решении федерального суда Нидерландов, А. сумел убедить своих американских поставщиков, что тиодигликоль предназначался для западных стран. Но как только товар был доставлен в порт Антверпена, груз был направлен в Иорданию, оттуда в Ирак, где химические вещества и были использованы военной машиной режима Хусейна.

В 1984 году А. основал в Швейцарии предприятие "торговли нефтехимическими продуктами" FCA contractor. Через 14 лет в докладе, представленном инспекторам ООН по разоружению, Ирак назвал эту фирму как одного из поставщиков своей химической программы. Согласно имеющейся в распоряжении редакции Le Temps информации, А. использовал эту фирму как административное прикрытие для своих дел.

Один из бывших руководителей FCA contractor, бухгалтер из Лугано Паоо Мерло, утверждает, что "эта фирма никогда не занималась торговыми операциями". Адвокат Давид Андерлен, создававший FCA contractor, пояснил, что фирма занималась определенной деятельностью, но не поставляла тиодигликоль иракцам.

Несколько месяцев назад адвокат отвечал на вопросы федеральной полиции Нидерландов как свидетель. Он назвал А. "шикарным типом", но вместе с тем заявил: "Меня это дело потрясло. Если то, что о нем говорят, правда, это ужасно. У меня ощущение, что он мною манипулировал".

Зарегистрированный в Лугано банк Gotard пояснил газете Le Temps, что недавно передал швейцарским властям документы, касающиеся "банковских отношений с коммерческой фирмой, действовавшей в Тичине в 80-е годы".

Освобожденный под подписку о невыезде в начале 1989 года, А. бежал в Багдад, где и находился до американской агрессии 2003 года. Документы, обнаруженные швейцарской полицией в его доме в Биссоне, сыграют решающую роль на процессе, который пройдет в Нидерландах в ноябре этого года: "Эти документы исключительно важны, - говорит Вим де Бруин, представитель бюро прокуроров Нидерландов. - Они доказывают, что товар направлялся другим покупателям, о которых властям ничего не было известно".

Эти документы также продемонстрируют, правду говорил А. или лгал, чтобы защититься: до сегодняшнего дня предприниматель заявлял, что он не знал, для каких целей предназначались химические продукты, которые он поставлял иракцам.