Туристы, катавшиеся на водных велосипедах, страдали от болезненных ожогов и просили, чтобы их избавили от страданий, а пловцы сообщали, что их со всех сторон окружают представители вида, известного как розово-сиреневая жалящая медуза (полный текст на сайте InoPressa.ru).
Нашествию медуз подверглись также Лазурный берег, берег Лигурии на западе Италии, Коста Смеральда на Сардинии, часть Адриатического побережья на востоке Италии и значительная часть южного и даже северного побережья Испании.
Медузы не могут передвигаться самостоятельно – их носят по океанам ветры и течения. В прошлом их лавины накатывались на пляжи раз в 10-12 лет. Они оставались там 3-4 года, затем исчезали так же таинственно, как и появлялись. Но теперь все иначе. Вот уже восьмой год подряд они атакуют лучшие курорты Средиземного моря.
Испанцам, которые надеялись избежать вторжения, направившись на север, пришлось менять свои планы. Медуза под названием "португальский военный кораблик" (Physalia physalis), ожог которой может быть смертелен, совершает хищнические набеги на берега Кантабрии и Астурии, которым до сих пор удавалось избежать этой сезонной эпидемии. В последние дни ветры начали прибивать этих тварей к берегу, заставляя людей вывешивать флаги предупреждения.
В Ницце и Каннах угроза медуз исчезла так же быстро, как и появилась, но ученые не сомневаются, что они вернутся, наверное, еще до конца сезона. Вид, наводнивший этот 10-мильный участок побережья, называется Pelagia noctiluca – розово-сиреневая жалящая медуза. Соприкосновение с ней может вызвать сильные ожоги, от которых у жертв иногда остаются шрамы. Несмотря на предупреждения и советы не находиться в воде, на прошлой неделе ожоги получили многие пловцы, после чего на французские службы неотложной помощи обрушился шквал звонков.
Боясь, что это негативно повлияет на туризм, власти Канн и Монако установили на некоторых пляжах боны и сети. Но сквозь них проскользнули сотни медуз, а гораздо больше вторглись на незащищенные пляжи.
На Антибах побережье теперь охраняет катамаран, получивший название "пылесос для медуз" и готовый при помощи своего оборудования засосать любую медузу, которая попробует вернуться к берегу.
"Я не могу сказать, что медузы обязательно вернутся, – заметила по этому поводу Жаклин Гой, ведущий специалист по медузам Института океанографии в Париже. – Сейчас мистраль отогнал их от берега, но если ветер переменится, то позже в этом же году еще многие из них могут появиться здесь".
Причем это явление отнюдь не новое, заявила Гой, которую коллеги называют la Dame aux Méduses ("дама-медуза"). Самое первое сообщение о "супе из медуз" в этом районе датируется еще 1802 годом. Однако в последние годы частота появлений и настойчивость стай медуз возросли.
Морские биологи считают, что чрезмерно развитое рыболовство уничтожило и рыбу, которая поедала медуз, и ее молодняк, который боролся с медузами за планктон.
Фабрицио Булгарини, эксперт по биологическому разнообразию из итальянского филиала Всемирного фонда дикой природы, сообщил другую теорию. "Вероятно, уровень репродуктивности медуз связан с теплотой воды", – объяснил он. А из-за глобального потепления температура морских вод повышается.