Заявители просили признать не соответствующей Европейской конвенции по правам человека норму, согласно которой пожизненный приговор в РФ возможен только для мужчин в возрасте от 18 до 65 лет.
По данным издания Republic, 47-летний Аслан Хамтоху и 32-летний Артем Аксенчик отбывают срок в колонии "Полярная сова" в поселке Харп ЯНАО. Хамтоху подал жалобу в 2008 году, Аксенчик - в 2011-м. Оба заявителя утверждали, что норма о возрастном ограничении при вынесении решения о пожизненном сроке, распространяющаяся только на мужчин, незаконна. Конституционный суд объединил их обращения и передал в Большую палату ЕСПЧ.
Как сообщает РБК, Аслан Хамтоху был впервые осужден в 1997 году за бандитизм и позже сбежал из колонии. После побега его задержали и в 2000 году признали виновным в незаконном хранении огнестрельного оружия и боеприпасов, посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов и организации побега. Аксенчик отбывает наказание с 2010 года за тройное убийство.
Интересы Хамтоху и Аксенчика отстаивали адвокаты Центра содействия международной защите, которые отмечали, что мужчины содержатся в суровых условиях, что приводит к проблемам со здоровьем, и у них почти нет шансов выйти на свободу.
По данным ФСИН, в России чуть более двух тысяч человек осуждены пожизненно. По закону они могут рассчитывать на условно-досрочное освобождение через 25 лет заключения. Однако до сих пор такая процедура не применялась.
Власти РФ на слушаниях в ЕСПЧ представлял заместитель министра юстиции Георгий Матюшкин, который указывал на физические и психологические особенности женщин, которые, по его мнению, менее опасны для общества. Замминистра также отмечал, что мужчины старше 65 лет не в полной мере осознают свои действия.
В итоге 16 судей Большой палаты признали, что российское законодательство не нарушает Европейскую конвенцию в части дискриминации по возрастному признаку. Против высказался один судья. По половому признаку Страсбург также не нашел дискриминации - десять судей поддержали это решение, семь были против.
Судьи пришли к выводу, что разница в наказаниях обоснованна, так как суд должен учитывать разницу в возрасте и физическое состояние обвиняемых. В решении говорится, что суд не увидел в иске заключенных нарушения 14-й (запрет на дискриминацию) и пятой (право на свободу и безопасность) статей Европейской конвенции о правах человека.