"Вытекшие" из России в США мозги слишком молоды
Американская Счетная палата выяснила, что хотя цель программы – предотвратить утечку технологий производства оружия массового уничтожения из Советского Союза, анализ 97 проектов, в которых занято 6450 ученых из республик бывшего СССР, выявил, что более половины из них "никогда не говорили, что имеют опыт разработки оружия массового уничтожения".
А почти 1000 специалистов родились в 1970 году и позже. Советский Союз прекратил существование в декабре 1991 года.
Сотрудники министерства энергетики на слушаниях уклонились от ответа на вопрос о специфике исследований, сказав, что более половины ученых – специалисты по оружию, но меньше 60% подходят под это определение. Защищая свою программу, они сказали, что все работающие над ней ученые не имеют возможности помогать другим странам в разработке опасных технологий.
Представитель Счетной палаты Роберт Робинсон сказал: "Такое ощущение, что работе нет конца. Когда выполнена задача X, мы переходим к задаче Y, и так до бесконечности".
Председатель подкомиссии демократ Барт Ступак сказал, что программа превратилась во "взяточный фонд" курирующих ее лабораторий министерства энергетики.
А представитель Госдепартамента Ричард Стрэтфорд, заместитель госсекретаря по политике нераспространения ядерного оружия, рассказывавший о программе финансирования научных центров в бывшем СССР, осуществляемой его министерством, сказал: "Можно дать России доллар на любую цель, и она потратит его на что-то другое".
Часть денег была направлена на реализацию шести исследовательских проектов в рамках инициативы министерства энергетики "Глобальное партнерство по ядерной энергии". Конгресс без особого восторга принял программу извлечения плутония и других веществ из отработанного ядерного топлива для использования в реакторах нового типа.
Сотрудники министерства энергетики не смогли сказать, финансируют ли они ученых из российских научных коллективов, непосредственно задействованных в поставках топлива в Иран.
Госдепартамент рассчитывает завершить свою программу к 2012 году. Некоторые члены комитета призвали министерство энергетики разработать собственную "стратегию ухода". Программа Госдепартамента рассчитана не на индивидуальных ученых, а на целые институты, но "выпускает" некоторые институты, как только они становятся самодостаточными.
Адам Шейнман, помощник заместителя главы управления нераспространения и международной безопасности министерства энергетики сказал, что участники программы участвуют в таких проектах, как разработка детектора противопехотных мин, безыгольных инъекций, протезов и радиоактивных изотопов для лечения рака.