В итоговом варианте по настоянию российской делегации ассамблея отвергла предложение лорда о предоставлении краю Косово "независимости на определенных условиях", согласившись с тем, что этот вопрос лежит в компетенции ООН. Вместе с тем ПАСЕ подчеркнула, что статус Косово "следует определять в безотлагательном порядке".
Frankfurter Allgemeine: Москва торгуется за свое сотрудничество
Специальный посланник генерального секретаря ООН по Косово Мартти Ахтисаари, принимавший участие в дебатах, сообщил, что намерен представить свои новые предложения по статусу сербского края Косово представителям "контактной группы" (Россия, Великобритания, Германия, Италия, США и Франция) в ближайшую пятницу в Вене, а 2 февраля ознакомить с этими предложениями высших руководителей Сербии и Косово.
В резолюции ПАСЕ отмечается, что ассамблея "призывает Сербию занять более гибкую и прагматичную позицию на переговорах о статусе, а также возобновить обсуждение этого вопроса в основных органах Сербии".
В документе выражена обеспокоенность "малой вероятностью достижения согласованного решения по вопросу о статусе ввиду позиций обеих договаривающихся сторон: нет никаких признаков того, что, с одной стороны, Сербия готова отказаться от требования сохранения Косово в составе Сербии на условиях автономии, а с другой - что косовские албанцы готовы уступить снять требование предоставления Косово полной независимости".
В ПАСЕ считают, что согласованное и взаимоприемлемое решение вопроса о статусе Косово является наилучшей гарантией того, что этот результат в будущем не будет оспорен. "Однако, если ввиду тупиковой ситуации переговоры затянутся сверх разумного срока... в качестве последнего и крайнего средства может потребоваться предусмотреть принятие в конечном итоге решения, навязанного международным сообществом", - отмечается в резолюции.
В документе подчеркивается, что "вне зависимости от будущего статуса Косово необходимо обеспечить соблюдение ряда условий, включая приведение конституционного устройства края в соответствие с европейскими стандартами в вопросах демократии, надлежащего управления, верховенства закона, прав человека и защиты национальных меньшинств".
В резолюции также выражена обеспокоенность положением общин сербов и меньшинств в Косово вне зависимости от решения вопроса по статусу края.
Согласно документу, ассамблея призывает обе стороны продолжить переговоры по вопросу о будущем статусе Косово, "рассматривая в качестве своей главной цели установление справедливых стандартов для всех жителей Косово, признавая, что поддержание таких стандартов может потребовать международного присутствия и контроля в течение определенного времени".
Ассамблея также призывает Сербию возобновить обсуждение этого вопроса в ее основных органах, включая парламент, "чтобы занять в вопросе о статусе Косово гибкую прагматичную позицию, в этой связи уделить должное внимание преимуществам, вытекающим из предоставления Косово независимости на определенных условиях".
В резолюции отмечается, что "на этапе стабилизации после принятия решения о статусе Косово ответственность Евросоюза за положение в крае может возрасти", поэтому ассамблея призывает ЕС шире привлекать Совет Европы к своей деятельности и уделять должное внимание процедурам мониторинга СЕ.
В ходе обсуждения проекта резолюции ПАСЕ "О текущей ситуации в Косово" большинство депутатов проголосовали за изъятие из текста принципиально важного положения, которое вызвало возражение многих парламентариев и прежде всего российской делегации.
90 депутатов проголосовали за исключение из текста положений следующей нормы: "Уважая интересы Сербии и ее право на сохранение своей территориальной целостности, Ассамблея убеждена в том, что предоставление Косово (на определенных условиях) независимости - это решение, которое не только отвечает воле большинства косоваров, но и должно обеспечить наибольшие шансы на достижение прочного и долгосрочного мира и стабильности в Косово и во всем регионе". 64 депутата проголосовали за включение этого положения в проект резолюции, 11 - воздержались.
Отказ ПАСЕ признать независимость сербского края Косово "на определенных условиях" - это большая победа России в Ассамблее, считает замглавы делегации РФ Леонид Слуцкий. Парламентарий заметил, что Джонстон впервые настаивал на признании целесообразности независимости Косово на уровне крупнейшей европейской организации. По мнению российского депутата, положительное решение этого вопроса стало бы уступкой "деструктивным силам - тем же силам, которые в свое время агитировали в ПАСЕ за независимость Чечни".
"Подобные подходы могут привести лишь к дисбалансу на Балканах и обострению конфликта", - считает Слуцкий. "Вопрос признания независимости Косово, - добавил он, - нельзя проводить в обход Белграда и Организации Объединенных Наций".
Frankfurter Allgemeine: Москва торгуется за свое сотрудничество
Немецкая газета Frankfurter Allgemeine пишет, что Россия может только замедлить принятие решения по статусу Косово. Если западные государства позволяют косовским албанцам создать второе албанское государство на территории, которая согласно международному праву принадлежит Сербии, то тогда нельзя запрещать подобный способ обретения независимости населению Абхазии и Приднестровья, заявлял Владимир Путин. Поэтому решение проблемы Косово должно иметь "универсальный характер", считает российский президент.
Однако похоже, что Путин, скорее всего, не захочет слишком далеко заходить с мнимой, по определению издания, параллельностью этих конфликтов, несмотря на то, что для региона было бы полезно, если бы Абхазия - как в 1999 году Косово - оказалась под управлением ООН, несколько десятков тысяч солдат из государств НАТО обеспечивали бы безопасность в регионе, а окончательное решение о его судьбе было бы отдано в руки Совета Безопасности. В этом случае Соединенные Штаты охотно пошли бы на то, чтобы будущий статус Абхазии был определен только с согласия правительства в Тбилиси.
Но именно потому, что этот пример достаточно искусственный, он демонстрирует отдаленность от той реальности, которая принимается за истину в российской аргументации по вопросам Косово - если, конечно, к ней относиться серьезно. На самом же деле она - всего лишь средство для достижения цели, так как угроза применения вето в ООН - это все равно гораздо более полезный инструмент, чем само вето, которое в момент его вынесения теряет свое воздействие. Российская дипломатия знает, что она, во всяком случае, может замедлить политический процесс принятия решения о статусе Косово. Но на реальности вето в Совете Безопасности никак не отразится. Поэтому Москва хочет хотя бы поднять цену за свое сотрудничество в кулуарах, полагает немецкая газета (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Здесь вступает в игру - вето Китая предполагается - второй важный для Косово член Совета Безопасности, и поэтому решение по статусу Косово, служащее для достижения стабильности в регионе, будет возможно только тогда, когда свой вес используют Соединенные Штаты. Правда, ЕС в настоящее время - в отличие от начала балканского кризиса пятнадцать лет назад - уже имеет собственные внешнеполитические и военные инструменты, но ими одними никакое государство не построишь. Все мирные решения на Балканах в 90-е годы были результатом ведущей американской роли, нужна она будет и теперь. Одними переговорами решения достичь нельзя. Единственная возможность продвижения вперед состоит в том, чтобы создавать новую реальность. В данном случае это могло бы быть признание Соединенными Штатами государства Косово. Америка, если не будет резолюции Совета Безопасности, должна взять инициативу на себя.
Однако, возможно, резолюция Совета Безопасности будет принята, если Россия воздержится, ведь в ней независимость Косово может даже не упоминаться. Для этого в новом тексте должно быть объявлено, что протекторат ООН над Косово, установленный в соответствии с резолюцией номер 1244 от июня 1999 года, отменен. Признавать ли после этого отдельным государствам независимость Косово или нет, Совет Безопасности решать не вправе. Также не следует опасаться, что в ответ на такое развитие событий руководство боснийских станет стремиться к объединению с Сербией, разрушив тем самым Боснию и Герцоговину. Лидер боснийских сербов Додик в случае объединения с относительно большой Сербией стал бы политиком второй руки. Хотя бы поэтому он предпочтет остаться провинциальным князьком на своей половине Боснии. Великосербского лидера, общего для обоих берегов Дрины (пограничная река, разделяющую Сербию и Боснию. - Прим. ред.), на горизонте пока не видно.