Как сообщает Reuters, суд вынес решение, что Россия в ходе антитеррористических операций в Чечне допустила серьезные нарушения, угрожающие права мирных граждан на жизнь.
Шесть исков, которые суд рассмотрел в четверг, являются только первыми из длинного списка из 120 исков, касающихся правонарушений, допущенных в ходе чеченского конфликта.
В рассмотренных судом исках, как сообщалось ранее, заявители говорили о том, что их родственники были убиты или ранены российскими военными в 1999-2000 годах в нарушение права на жизнь и запрета на пытки и бесчеловечное, унижающее человеческое достоинство отношение. Два случая касаются обстоятельств смерти пяти родственников заявителей в Грозном в конце января 2000 года. Изувеченные тела родственников заявителей со следами побоев и огнестрельными ранениями были найдены в Старопромысловском районе Грозного. Заявители утверждают, что их родственники стали жертвами пыток и были убиты российскими военными, сообщает сайт "Кавказский узел".
Три иска были поданы в связи с авиабомбардировкой российскими военными колонны гражданских машин, в которой находились жители Грозного, бежавшие от боевых действий 29 октября 1999 года. Правительство признало тот факт, что атака была произведена двумя военными самолетами Су-25, выпустившими по автомобилям ракеты. В результате бомбардировки первая заявительница была ранена, а двое ее детей и невестка убиты; вторая заявительница получила огнестрельное ранение в шею, руку и бедро; у третьего заявителя была уничтожена машина с домашним имуществом.
Шестой иск связан с воздушной и артиллерийской бомбардировкой российскими военными селенья Катыр-Юрт 4 февраля 2000 года. В результате бомбардировки погиб сын и три племянницы истицы. Правительство признало, что атака была произведена двумя самолетами Су-25, сбросившими бомбы ФАБ-25.
Во всех шести случаях истцы также заявляют, что было нарушено их право на эффективное средство правовой защиты. Истцы подчеркивают, что расследования смерти их родственников велись неэффективно: все дела были закрыты или приостановлены, тогда как ответственные за совершения преступления не были названы, и соответствующие меры в их отношении не были приняты.
Как заявил уполномоченный РФ при Европейском суде Павел Лаптев, принятые постановления Европейского суда по делу шестерых чеченцев пока не могут считаться вступившим в законную силу и могут быть обжалованы.
Российский уполномоченный напомнил, что Европейской конвенцией установлен трехмесячный срок для принесения протеста в Большую палату Страсбургского суда.
"Постановления Европейского суда будут самым тщательным образом изучены, в том числе на предмет возможного принесения протестов", - подчеркнул Лаптев.
Он отметил, что мнения судей ЕСПЧ по данным делам разделились. В связи с этим он намерен "досконально изучить тексты особых мнений судей, выразивших иные позиции".