Вместе с тем президенты поручили главам МИД, не откладывая, продолжить эту работу и подготовить документальную основу для следующий встречи в верхах. Как заявил министр иностранных дел России, главы МИД и эксперты по различным направлениям с учетом "досконального обмена мнениями по ключевым вопросам жизнедеятельности Каспия продолжат работу над отдельными вопросами, проблемами, связанными с нашими взаимодействиями на Каспийском море". "После того, как уровень подготовки этих документов потребует новой встречи, руководители (пяти государств) встретятся", - сказал Иванов.
Договоренность лидеров о необходимости регулярных личных контактов именно в этом формате выделил в качестве главного результата саммита президент России Владимир Путин. По его словам, главы прикаспийских государств впервые собрались вместе и "дошли до обсуждения проблем статуса Каспийского моря, до различных нюансов и деталей". "Не менее важно, что мы договорились о том, что такие встречи будут проходить постоянно, постоянно будем поддерживать контакты", - отметил российский президент.
Руководители прикаспийских стран "поняли, что все вопросы, в том числе и спорные, могут быть эффективно решены, как на двух-, так и на многосторонней основе", сказал Путин.
Согласен с российским президентом его азербайджанский коллега Гейдар Алиев. По его мнению, у лидеров Прикаспийских государств существует потребность встречаться "таким образом почаще".
Президент Ирана Мохаммад Хатами, подтвердивший на саммите неизменность своей, неприемлемой для остальных партнеров позиции о разделе Каспия поровну, ограничился по итогам саммита констатацией очевидного факта - "за одни сутки нельзя урегулировать все вопросы, касающиеся статуса Каспийского моря".
"Проблем больше, чем ожидалось", - суммировал свои впечатления президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Хозяин и формальный инициатор саммита Сапармурат Ниязов не скрывает разочарования: "Президенты, хотя и встречались свыше четырех часов, но не смогли найти общих точек зрения. Мы договорились, что встретимся по этому вопросу еще". Туркменбаши недоволен, в частности, работой экспертов, корпевших ночью над итоговым документом: "Это пустой документ, который принимать нельзя".
Некоторые оценки Ниязова - как сегодняшние, так и прозвучавшие накануне, по мнению аналитиков, свидетельствуют о преждевременности прогнозов о том, что на саммите четыре страны бывшего СССР выступят с более или менее консолидированной позицией по крайней мере по вопросу о методологии раздела дна Каспия по модифицированной срединной линии. Напротив, накануне Туркменбаши фактически солидаризировался с упреками Ирана в адрес Баку в связи с активной хозяйственной деятельностью последнего в спорных, по мнению Тегерана и Ашхабада, точках Каспия. По cловам Ниязова, нет определенной методики для расчета срединной линии Каспия.
Между тем, как сообщил в среду в Ашхабаде спецпредставитель президента России по вопросам урегулирования статуса Каспийского моря Виктор Калюжный, в мае планируется трехсторонняя встреча Россия-Азербайджан-Казахстан для подписания договора о разграничительной линии на Каспии между ними.
Есть предложение следующий саммит провести в Тегеране в апреле будущего года, а затем в Казахстане. Однако президент Туркмении считает, что это должен быть не саммит, который как орган ни за что не отвечает, а Совет глав государств, который должен принимать основополагающие решения.
Со своей стороны заместитель руководителя администрации президента России Сергей Приходько сообщил, что Путин поддержал предложение Ирана провести следующий саммит "каспийской пятерки" в Тегеране. Конкретные сроки, сказал Приходько, не оговаривались, так как это зависит от "наполнения темами следующей встречи президентов".