На вопрос журналиста радио "Свобода"  о том, подозревал ли он об аресте, Закаев признался, что сухари заранее не сушил, но готовился провести в польской тюрьме минимум 40 дней
Reuters
Чеченский сепаратист Ахмед Закаев, которого Россия требует экстрадировать для судебного разбирательства по предъявленным ему обвинениям, рассказал о своем задержании в Польше, о перспективах "чеченского вопроса" и о политической карьере российского премьера Владимира Путина.

Закаев, задержанный 17 сентября в Польше по требованию польской прокуратуры и отпущенный на свободу решением суда, считает, что стал жертвой политических игр России и Польши. На вопрос журналиста радио "Свобода" о том, подозревал ли он об аресте, Закаев признался, что сухари заранее не сушил, но готовился провести в польской тюрьме минимум 40 дней.

"Сухарей не было. Но там было кому мне принести сухари. Польская "Солидарность" - это мощь, они бунтари всех времен и эпох", - добавил Закаев.

- Закаев отвел Путину еще 12 лет в большой политике
- В чем Россия обвиняет Закаева

Он подчеркнул также, что, по его мнению, польская прокуратура запустила процесс экстрадиции, "чтобы угодить России". "В этом смысле, безусловно, я считаю, что стал жертвой, потому что конгресс и то мероприятие, которое мы проводили в Копенгагене, были практически на грани срыва, хотя с польским руководством или с польскими политиками мы об этом говорили еще пять-шесть месяцев назад", - объяснил он свою позицию.

Впрочем, суд освободил Закаева, так что он попал уже на второе заседание чеченского конгресса, который стал официальным поводом его прибытия в Польшу. На нем присутствовало всего 150 человек. "Некоторые делегаты разъехались, потому что первые два дня, которые были связаны с моим арестом, очень многих людей выбили из рабочей колеи", - объяснил Закаев.

В резолюции конгресса, по его словам, были освещены два решения: выдача тела Аслана Масхадова и создание постоянно действующего политического совета с участием европейских политиков, в который должны войти депутаты Совета Европы, члены Парламентской ассамблеи, экс-президенты разных стран, чеченские и российские правозащитники, возможно, представители действующей российской власти. Кроме того, обсуждался вопрос учреждения национального военного трибунала.

Закаев отвел Путину еще 12 лет в большой политике

Закаев высказал также свое мнение относительно "чеченского вопроса" и перспектив независимости Чечни. Судя по его словам, многое сводится к фигуре нынешнего премьер-министра Владимира Путина. "То, что происходит в Чечне, самой России обходится очень дорого, и держится эта ситуация ровно на одном человеке – на личных амбициях Путина. Потому что человек, который пришел в большую политику через чеченскую кровь, чеченскую войну, не может признать, что это была ошибка и нужно найти какие-то другие формы", - заявил он.

Закаев заявил также, что стабилизировать обстановку в республике не удастся, "пока Путин сохраняет какие-то политические позиции в России". "Возможно, еще лет 12 лет... Но для национально-освободительного движения 10 или 12 лет не тот срок, который мог бы загубить или застопорить само движение", - добавил сепаратист.

В целом же он отметил, что с оптимизмом смотрит на будущее Чечни и не исключает, что в конце концов республика получит независимость. Для этого он видит несколько предпосылок в мировой политике: "Первое – признание и США, и Европейским Союзом Косова. Второе – признание Россией Абхазии и Южной Осетии как независимых государств. И третье – это решение Гаагского международного трибунала по Косову о том, что отделение от Сербии соответствовало международному праву. Вот эти три аспекта, которые произошли в современной международной политике, говорят о том, что Чечня и "чеченский вопрос" не сняты с повестки дня".

Между тем сам он в Чечню не собирается. "Мое возвращение в Чечню было бы не чем иным, как предательством. Россия, преследуя меня по всему миру, понимает: до тех пор, пока я есть, они не могут праздновать победу над Чечней, потому что пока есть люди, которые говорят о ситуации, сохраняют правовую базу, которая существовала до этой войны, они не могут считать себя окончательно победившими", - убежден Закаев.

При этом он добавил: "В прошлом году меня завлекали в Чечню и обещали золотые горы, что никаких проблем у меня с Генпрокуратурой нет. Когда не получилось, начали по новой проводить целые кампании по России, чуть ли не объявляя Закаева террористом".

В чем Россия обвиняет Закаева

Напомним, что в 2001 году в России Закаеву была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и он был объявлен сначала в федеральный розыск, а в 2002 году - в международный розыск.

До этого власти РФ пытались вести переговоры о разоружении чеченских бандформирований с Закаевым как с представителем Аслана Масхадова. От идеи переговоров отказались после того, как Закаев начал вести активную деятельность в этом же качестве на международной арене. В 2002 году Закаеву выразили поддержку в ПАСЕ, он также встретился с министром просвещения Франции Джеком Лангом. В марте того же года Закаев был официально объявлен Россией террористом.

Закаев обвиняется в совершении в 1996-1999 годах ряда тяжких и особо тяжких преступлений, в частности в убийствах, похищении человека, организации вооруженного мятежа и активного участия в нем в целях изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности РФ, терроризме и других преступлениях.

Всего Закаеву инкриминируют 11 эпизодов преступной деятельности. В частности, захват в октябре 1995 года в Урус-Мартановском районе двух работников прокуратуры. Как говорится в материалах следствия, в декабре 1995 года вооруженная группа под его командованием захватила в Урус-Мартане несколько зданий и расстреляла около десяти человек.

Закаева также подозревают в организации похищения и убийства двух священников в январе 1996 года. Боевиков Закаева также обвиняют в захвате районной комендатуры и расстреле десяти человек в марте 1996 года в Грозном. В августе 1996 года боевики Закаева попытались боем взять вокзал в Грозном, ранив сотни человек, отмечается в материалах расследования.

Закаев также проходит в качестве обвиняемого по делу о теракте в театральном центре на Дубровке в октябре 2002 года. По некоторым данным, Закаев мог быть причастен к организации похищения и убийства в Чечне пяти журналистов из Новой Зеландии.

В ноябре 2002 года обвинения были переданы судебным органам Дании, где тогда находился Закаев. Копенгаген признал доказательства недостаточными для его экстрадиции в Россию. Позже Великобритания предоставила Закаеву политическое убежище. В 2003 году магистратский суд Лондона отказал России в экстрадиции Закаева.

В 2006 году Генпрокуратура РФ возобновила ранее приостановленное следствие по уголовному делу в отношении Закаева в связи с расследованием убийства в Лондоне Александра Литвиненко. Но Великобритания вновь заявила, что не получила доказательств причастности Закаева к терроризму.

Глава Чечни Рамзан Кадыров неоднократно заявлял, что Закаев может вернуться в Чечню, так как он не принимал непосредственного участия в боевых действиях против федеральных сил.

Однако в пятницу, когда стало известно о задержании Закаева, Кадыров высказался куда более жестко: "По закону, ему надо дать пожизненный срок. Это мое мнение. Его убить или еще что-то - это для него самое приятное. Его надо пожизненно посадить, чтобы он видел, чем он занимался. Он хороший артист и ведет себя по-актерски".