Замгоссекретаря США Джон Негропонте
RTV International
"Правая рука" Кондолизы Райс в Госдепартаменте, 67-летний замгоссекретаря Джон Негропонте утверждает, что "с Россией нужно терпение". При этом сам Негропонте лучше всего известен своим латиноамериканским опытом, не лишенным кровавых эпизодов, пишет El Pais.

Как отмечает издание, недавно Негропонте нанес внезапный визит в Брюссель - на территорию, которую он обходил на протяжении своей долгой политической и дипломатической карьеры, - где встретился с небольшой группой журналистов. "Я был здесь в 1979 году, и за эти почти 30 лет участие ЕС в решении мировых вопросов чрезвычайно возросло", - говорит он, словно удивляясь этой новости. И у Соединенных Штатов, и у ЕС сейчас сложные отношения с Москвой.

Заместитель госсекретаря, занимающий этот пост всего три месяца, рассказывает, как он исколесил весь северо-восток Азии, Африку и Латинскую Америку. С обходительностью профессионального дипломата, всегда склонного делать хорошую мину при плохой игре, заместитель госсекретаря даже не упоминает о том, как его встречали в Латинской Америке криками "убийца!" из-за истории с эскадронами смерти и грязной войны Рональда Рейгана с сандинистами в то время, когда Негропонте был послом в Гондурасе.

"У нас позитивный взгляд, - отвечает он на вопрос о том, обеспокоен ли Вашингтон изменениями на континенте, одним из последних эпизодов в отношениях с которым стал отказ президента Эквадора Рафаэля Корреа продлить американское военное присутствие на военно-воздушной базе в Манте. - Мы подписали соглашения о свободной торговле с Колумбией, Перу и Панамой, и я надеюсь, что они послужат примером для других стран (которые выступают против США)".

Куба также заслуживает упоминания. "Уход Кастро даст шанс свободе и демократии на Кубе. Надеемся, международное сообщество не допустит простой передачи власти". Вашингтон предпочел бы, чтобы передача власти на острове была осложнена? "Не следует принимать за данность идею перехода Фиделя к бессменному режиму. Было бы ошибкой допустить это".

Вашингтон полагается на дипломатию в отношениях с Кремлем. "С Россией нужно терпение, - отмечает замгоссекретаря. - Может, она и не сверхдержава, но очень влиятельная страна, входящая в Совет Безопасности, имеющая ядерное оружие и более развитая экономически, чем несколько лет назад. Нет альтернативы диалогу, от него нельзя отказаться из-за перипетий". (Полный текст на сайте Inopressa.ru)

Негропонте, кроме всего прочего, был послом в ООН, куда он был направлен на той же неделе, когда произошли теракты 11 сентября, и откуда ушел на должность американского наместника в Багдаде. Некоторое время спустя этот человек, которому полностью доверяет Джордж Буш, был вызван в Вашингтон, чтобы стать руководителем национальной разведки, ответственным за координацию деятельности всех служб безопасности, терроризм, шпионаж и контршпионаж. Он занимал эту должность, пока в феврале этого года не вернулся в Госдепартамент.

Уход Тони Блэра в историю связан с его вторжением в Ирак. Негропонте предпочитает избегать параллелей с Бушем. "История - дело историков. Она не заканчивается, и мы не можем остановиться. Вне зависимости от того, хороша ли сама по себе идея независимости или нет, следует рассматривать ситуацию такой, как она есть. Поспешный уход может иметь катастрофические последствия для Ближнего Востока и других регионов, в том числе и Европы. Необходимо создать стабильный Ирак, который не превратится в платформу для терроризма".

Негропонте не считает, что Афганистан может превратиться в новый Ирак. "Нет угрозы стране и правительству в Кабуле. Имеется достаточное количество вооруженных сил. Ситуацию можно контролировать. Мы надеемся, что совместными усилиями международных сил по обеспечению мирного процесса в Афганистане ISAF (International Security Assistance Force), международной коалиции (возглавляемой США) и афганской армии можно решить проблему деятельности талибов".

Испания и Германия на прошлой неделе высказали беспокойство по поводу мирных жителей, становящихся жертвами борьбы с талибами. "Все страны, у которых есть войска, должны обсуждать нормы и правила боя. Я бы попросил проявить осторожность в этом споре", - говорит Негропонте.