Как предполагают наблюдатели, Церковь даст ограниченное разрешение на использование презервативов супружескими парами, если один из супругов болен СПИДом, для защиты здоровья второго партнера.
По данным источников, близких к Святому Престолу, документ, в котором будет высказана новая позиция Католической церкви, уже получил одобрение Совета по пастырскому попечению о здоровье. Он также должен быть одобрен Конгрегацией доктрины веры и, наконец, получить одобрение Бенедикта XVI.
- История презерватива: от льняного мешочка до латекса
До тех пор пока Папа не подпишет это постановление, его содержание будет недоступно общественности. Однако сам факт того, что обсуждение зашло так далеко, и полдюжины влиятельных кардиналов одобрили этот осторожный и аккуратно сформулированный документ, указывает на высокую вероятность перемен.
Новый подход Церкви был озвучен бывшим архиепископом Милана кардиналом Карло Мартини, которого многие либералы прочили в преемники Папе Иоанну Павлу II. По мнению кардинала Мартини, "использование средств профилактики в некоторых случаях представляет собой меньшее из зол. Существует особая ситуация, когда один из супругов болен СПИДом. Его долг - защитить своего партнера, и у них должна быть возможность защитить себя".
Между тем у Русской православной церкви в этом вопросе более мягкая позиция. Основным документом, который определяет отношение РПЦ к противозачаточным средствам, являются "Основы социальной концепции", принятые на Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 году. Документ этот излагает базовые положения учения Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Он также "отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами".
В разделе "Проблемы биоэтики", посвященном, в основном, искусственному прерыванию беременности, искусственному оплодотворению, трансплантологии и отношению к гомосексуальным связям, говорится, в частности, и о том, что "религиозно-нравственной оценки требует… проблема контрацепции".
"Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя", - говорится в документе. Таким образом, основная проблема здесь состоит в том, что Церковь никак не может одобрить искусственное прерывание человеческой жизни, ниспосланной Богом, даже когда речь идет о зародыше.
Что же касается неабортивных средств контрацепции, то Церковь здесь достаточно деликатно напоминает, что "христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза" и "намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом".
История презерватива: от льняного мешочка до латекса
Как пишет итальянский журнал Panorama (текст на сайте Inopressa.ru), первый прообраз презерватива изобрел в XVI веке итальянский анатом Габриэле Фалоппио: льняной мешочек, пропитанный солями и травяными настоями.
В те времена доминирующей практикой против "французской болезни" (сифилиса) было нанесение на гениталии масла и животного жира. В основе практики лежала идея о том, что болезнь проникает сквозь поры: таким образом, их следовало закрыть маслом или жиром. Случалось, что джентльмены того времени ходили на любовные свидания с золотой или серебряной коробочкой, наполненной свиным или каким-то другим животным жиром".
Если о контрацептивных средствах, которые использовались раньше, до нас дошло не очень много информации, то о презервативах сведений предостаточно. Презервативы появились в продаже в 1712 году в Утрехте, во время конференции, посвященной подписанию договора о завершении войны за испанское наследство.
В связи с присутствием на конференции чиновников и дипломатов, которых окружали "галантные дамы", возникла идея производства средств интимной гигиены из пленок и перепонок животного происхождения. Используемый в контрацептивных целях в шикарных борделях и "адюльтерных альковах", презерватив вскоре стал символом незаконного секса, окруженный ореолом греховности.
Презервативы использовали маркиз де Сад, Казанова, Джеймс Босуэлл (английский писатель XVIII века). Дурная слава этого профилактического средства привела к возникновению эвфемизмов: "английский редингот", "французское письмо". Термин "презерватив" появился впервые в одной рекламе, посвященной его гигиеническим и профилактическим свойствам.
В Венеции распространение презервативов, "небольших изделий из белой кожи, наподобие перчаток с тесемками", было запрещено из опасения, что нечестные люди будут их распространять среди девушек, защищая их от беременности и склоняя таким образом к проституции. Презервативы в то время применяли нечасто: многие считали, что это "от опасности защищает как паутина, а от удовольствия ограждает как броня". Кроме того, они были дорогими, поскольку их производство было очень трудоемким. До открытия процесса вулканизации резины в 1840 году презерватив изготовлялся из слепой кишки овцы.
Позднее с появлением других материалов (латекса) и более совершенных производственных процессов презерватив стал более надежным. Но это средство никогда не пропагандировалось как профилактическое от венерических заболеваний. В ходе Первой мировой войны опасения распространения среди солдат запрещенных сексуальных отношений привели к тому, что предпочтение отдавалось специальным антивенерическим наборам, в состав которых входила знаменитая мазь. Греховное приспособление было запрещено упоминать даже в энциклопедиях и словарях: до 1972 года слово "презерватив" отсутствовало даже в монументальном The Oxford English Dictionary.