"Мы не планируем создавать постоянно действующую военную базу в регионе", - сказал на брифинге в Бишкеке Фрэнкс, возглавляющий Центральное командование США, передает Reuters.
"Однако та борьба с терроризмом, которую ведут страны региона и члены коалиции, подразумевают наличие условий, с помощью которых силы коалиции - причем, это силы коалиции, а не только США, - могли бы осуществлять борьбу с терроризмом", - добавил Фрэнкс.
Ранее американский сенатор Том Дэшл сказал, что Вашингтон имеет долгосрочные интересы в Узбекистане , что вызывает обеспокоенность у Москвы, по мнению которой, Соединенные Штаты планируют разместить там свои постоянные базы.
"Мы полагаем, что наша страна признает, что наше присутствие и отношение с народом Узбекистана, а также с другими странами этого региона не сиюминутный интерес", - сказал абсолютный лидер большинства в американском сенате Том Дэшл, после посещения азиатских стран бывшего Советского Союза.
Американские политики и генералы стремятся в Узбекистан с тех пор, как 25-миллионная мусульманская нация позволила США использовать их авиабазу в Ханабаде (на юге Узбекистана) в рамках антитеррористической кампании в Афганистане.
Речь идет о решении президента Узбекистана Ислам Каримова, принятом в конце декабря, разрешить США использовать одну из военных баз в Ханабаде. Сейчас на ней размещено около 1500 военнослужащих. Как уже ни раз подчеркивали в Узбекистане - база используется исключительно для гуманитарных целей, а не для осуществления бомбардировок территории Афганистана.
База создала важный прецедент и при поддержке главной силы в регионе √ России, военные самолеты коалиции теперь также приземляются в ближайших Киргизстане и Таджикистане.
Фрэнкс, совершающий турне по Центральной Азии, прибыл в среду из Ташкента в Бишкек, где встретился с президентом Киргизии Аскаром Акаевым. В четверг Фрэнкса снова ждут в Узбекистане, откуда он отправится в Таджикистан, где за последние две недели побывали спикер российской Госдумы Геннадий Селезнев и глава Федеральной пограничной службы России Константин Тоцкий.
Оба высказали обеспокоенность активностью США в регионе, где Москва традиционно имела подавляющее влияние, и сказали, что не хотели бы видеть в Центральной Азии военных США после завершения операции в Афганистане.
Говоря о размешении военного контингента США в Среднеазиатском регионе, командующий пограничными войсками стран СНГ генерал-полковник Тоцкий ранее отмечал, что "это возможно только в течение периода антитеррористической кампании силами коалиции в Афганистане. Но если это - на длительное время, мы не будем друзья".
Фрэнкс отметил, что Россия, наряду со странами центральноазиатского региона, поддержала антитеррористическую кампанию США, и Вашингтон думает больше о сотрудничестве в борьбе с экстремизмом, нежели о постоянном военном присутствии.
"Я думаю не о постоянной военной базе, а о совместных действиях стран коалиции, членами которой являются страны региона, в том числе Киргизия и Россия", - сказал Фрэнкс.
"Если нам потребуется остаться здесь на какое-то время, то мы обсудим этот вопрос с руководством стран региона, чтобы, если борьба с терроризмом потребует того, мы могли бы иметь здесь свои объекты для ведения успешной борьбы с терроризмом в будущем", - добавил генерал.
Свое мнение по поводу решения саммита Центральноазиатских государств о размещении баз США ранее выразил и президент России Владимир Путин. Он сказал, что давать или не давать разрешение армии США использовать военные базы и воздушное пространство - вопрос, который должны решать сами Центральноазиатские республики.