Комментируя принятый европарламентариями документ, глава российской делегации на сессии ПАСЕ, председатель думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин назвал самым негативным тот факт, что в резолюцию прошла поправка о необходимости судить "террористов в Чечне и тех, кто совершает там преступления, в соответствии с Женевской конвенцией по правам человека".
Рогозин пояснил, что российская делегация была категорически против этого, поскольку Женевская конвенция применяется при военном конфликте одного государства с другим, чего в данном случае не происходит.
Между тем, стоит отметить, что одна из статей конвенции посвящена как раз "вооруженным конфликтам, не носящим международного характера и возникающего на территории одной из сторон".
Она запрещает следующие действия в отношении участников конфликта:
а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания,
b) взятие заложников,
c) посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение,
d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.
В то же время Рогозин, комментируя принятие резолюции, с удовлетворением отметил, что ПАСЕ признала наличие прогресса в установлении мирной жизни в Чечне.
Тем не менее, в целом, принятый документ Рогозин оценил "на три с плюсом или на четыре с минусом". По мнению главы делегации, голосование в ПАСЕ показало, что Европа "совершенно не готова к пониманию российских проблем". Он, в частности, констатировал: "создается впечатление, что проблема терроризма от европейцев еще далековата, однако, когда они с ней столкнутся, будет уже поздно". "Многие страны, вероятно, поймут это, когда испытают то, что испытали американцы 11 сентября, но пока такого понимания нет. Об этом свидетельствует их аморфная и размытая позиция по отношению к терроризму, признание за чеченскими террористами "политических целей". Нельзя забывать,что Гитлер тоже преследовал политические цели".
Обсуждение резолюции при полупустом зале свидетельствует, что Европа уже не проявляет острого интереса к чеченской проблематике, сказал Дмитрий Рогозин. По его словам, "вместе с тем остается группа парламентариев, которые делали и будут делать на Чечне свою политическую карьеру".
Между тем, замруководителя российской делегации Леонид Слуцкий считает, что "некоторые досадные поправки, которые были приняты, не могут компенсировать в целом положительного впечатления российских делегатов об итогах сегодняшнего рассмотрения чеченского вопроса".
По словам Леонида Слуцкого, резолюция по Чечне "сводится, в основном, к поддержке усилий российской стороны и совместной рабочей группы по Чечне Госдумы-ПАСЕ, усилия которой направлены на преодоление гуманитарных проблем республики и на поиски подходов к политическому урегулированию в ней".
Что касается предложения европейских парламентариев - вести диалог со всеми участниками чеченского конфликта - то, как подчеркнул Слуцкий, "мы не можем призывать террористов выполнять нормы международного права, это будет достаточно смешно". Однако, по его словам, Россия "планирует вести диалог в том числе с теми представителями промасхадовских неправительственных организаций, которые обладают здравым смыслом и готовы к сотрудничеству".