В статье говорится о том, что президент Путин предпринял шаг, встревоживший российских либералов, дав задний ход ключевой реформе российской уголовно-процессуальной системы, призванной предотвратить необоснованные аресты, предпринимаемые государственными прокурорами. Wall Street Journal делает вывод, что такой шаг назад является результатом того, что высокопоставленные представители правоохранительных органов решительно воспротивились данной реформе.
Американское издание приводит слова лидера думской фракции СПС Бориса Немцова: "Я искренне сожалею, что президент продемонстрировал подобную слабость┘ Путин оказался заложником бюрократии. Хуже всего, что он сам не имеет четкого представления, чего он действительно хочет".
Основной лозунг правления Путина - диктатура закона. Под этим девизом прокуратура развивает небывалую активность, возбудив целую серию уголовных дел против известнейших бизнесменов страны. В этом отношении особенно показательным является преследование основателя и совладельца крупнейшей в России независимой информационной корпорации "Медиа-Мост" Владимира Гусинского. Действия против Гусинского, предпринимаемые прокуратурой, правозащитники и многие журналисты связывают не со стремлением обеспечить правопорядок, а с желанием наказать его СМИ за критику Кремля, подчеркивается в публикации Wall Street Journal.
Президент направил пакет поправок к УПК на рассмотрение Думы в начале января, однако 19 января сам же их отозвал. Официальная формулировка √ отзыв "по техническим причинам".
Руководители правоохранительных органов утверждают, что перегруженные и недоукомплектованные суды не справятся с потоком обращений за ордерами на обыск или арест. Кремль обещает снова поставить вопрос о реформе, как только сумеет подготовить для нее базу.
Между тем отзыв из Думы пакета поправок к УПК России может быть вызван давлением на Путина со стороны генпрокурора Владимира Устинова и директора ФСБ Николая Патрушева √ именно так восприняли ситуацию в либеральных политических кругах России, добавляет Wall Street Journal.
Судебная система России сосредотачивает в руках прокуратуры слишком много полномочий. В то же время суды зависимы √ из-за малого жалования и отсутствия социальных гарантий судьи не рискуют выносить оправдательные приговоры, на них легко оказать давление. Длительные сроки досудебного заключения в России √ рядовой случай. Между тем условия, в которых содержатся подозреваемые, таковы, что ООН приравняла их к пыткам, добавляет Wall Street Journal.