"Переживаешь очень сильный эмоциональный момент, - говорит Кэролайн, - когда понимаешь, что наши отцы перевели стрелки с опасности начала войны на начало мирного процесса, они сделали это для нас и для всех детей, оказавшихся под угрозой мирового конфликта".
С тех пор многое изменилось, и самым ярким подтверждением этого является то, что в 1999 году Сергей Хрущев стал американским гражданином. Если бы отец, Никита, мог об этом знать, он, вероятно, пересмотрел бы всю свою жизнь, и, возможно, если повернуть время вспять, сократил бы затянувшийся кошмар холодной войны.
Несмотря на новое гражданство, Сергей выступил в защиту выбора своего отца: "Советский Союз должен был поддерживать Кубу, потому что она была союзником и ощущала опасность американского вторжения, в частности, после того как ЦРУ попыталось организовать высадку в Baia dei Porci. Это был стратегический вопрос, аналогичный предложению Соединенных Штатов обеспечить безопасность Западного Берлина. Москва должна была продемонстрировать всем своим союзникам, что твердо намерена выполнять обязательства по их защите".
Кэролайн Кеннеди и Сергей прочитали письма, которыми обменялись их родители во время кризиса, а также ознакомились с текстом Договора о запрете на ядерные испытания, подписанного в 1963 году. Этот договор послужил импульсом к началу процесса разрядки, после того как Москва отказалась от размещения ракет на Кубе, а Вашингтон обещал не предпринимать захвата острова и демонтировать свои ракеты, дислоцированные в Турции.
"Мой отец и президент Кеннеди, - сказал Сергей Хрущев, - вступили в прямые переговоры с самого первого дня кризиса, что свидетельствует о том, что они доверяли друг другу. Если бы они не желали разговаривать, то дела обстояли бы гораздо хуже".
Справка по Карибскому кризису октября 1962 года
События на Кубе в 1962 году - крупнейшее обострение отношений между СССР и США за весь послевоенный период. Тогда мир стоял перед реальной опасностью ядерной войны между сверхдержавами.
Кризис возник в обстановке конфронтации из-за строительства Берлинской стены. Непосредственной причиной кризиса явилось тайное размещение на Кубе советских ракет с ядерными боеголовками. Операция проводилась скрытно, по личному указанию Никиты Хрущева и с согласия Фиделя Кастро.
Хрущев, вероятно, желал таким образом уравновесить ядерное превосходство США, как численное (по оценкам министра обороны в правительстве Джона Кеннеди примерно 17-кратное), так и тактическое (американские ракеты были размещены в то время в непосредственной близости от границ СССР - в Турции). Важную роль играло стремление советского лидера защитить от возможного американского нападения Кубу, в апреле 1961 отразившую высадку десанта на Плайя-Хирон.
Очевидно, этот рискованный шаг во многом объясняется импульсивным и непредсказуемым характером Хрущева, его декларируемым стремлением к соревнованию с США, готовностью пренебречь безопасностью своего и чужого народов ради "торжества социализма" в Западном полушарии.
Решение о размещении ракет было принято летом 1962 во время визита на Кубу советской делегации, в состав которой входил под вымышленной фамилией маршал С. С. Бирюзов. Наличие ракет, категорически отрицавшееся Хрущевым в сентябрьском личном послании Кеннеди и А. А. Громыко при аудиенции у Кеннеди 18 октября, было неопровержимо установлено разведывательными органами США с помощью аэрофотосъемки.
22 октября президент Кеннеди выступил по телевидению и объявил о начале военно-морской блокады Кубы, куда отныне не допускались советские корабли. В Совете Безопасности ООН, в который обратились с запросами СССР, Куба и США, были проведены слушания. 23 октября советское правительство выступило с заявлением, осуждающим действия США как агрессивные.
Обе стороны обсуждали варианты нападения. Однако президент Кеннеди не пошел на поводу у амбиций военных и взял на себя инициативу в личных переговорах с Н. С. Хрущевым по прямой телефонной связи между Москвой и Вашингтоном.
Уже 28 октября Хрущев в послании к Кеннеди, "чтобы успокоить американский народ", заявил о демонтаже ракет, не называя их прямо (факт размещения именно ракет отрицался в советской печати вплоть до объявленной Михаилом Горбачевым "гласности"). По результатам проведенных негласно личных переговоров между лидерами, Соединенные Штаты согласились на демонтаж своих установок в Турции, а также отказались официально от каких-либо попыток сменить вооруженным путем режим Кастро.