Согласно договоренностям, в ЕС появится должность верховного представителя Евросоюза, который будет также совмещать пост вице-президента Еврокомиссии, верховного представителя ЕС по вопросам совместной внешней политики и политики безопасности (этот пост в настоящий момент занимает Хавьер Солана) и еврокомиссара по внешним связям и политике добрососедства (который в настоящий момент занимает Бенита Ферреро-Вальднер), сообщает РИА "Новости" со ссылкой на источники в кулуарах саммита ЕС в Брюсселе.
Срок полномочий Соланы и Ферреро-Вальднер истекают в 2009 году. Планируется, что новый конституционный акт ЕС вступит в силу к этому времени.
Новый представитель ЕС по вопросам международной политики будет проводить встречи министров иностранных дел стран-членов ЕС и возглавлять дипломатическую службу.
Отметим, что ранее против введения поста верховного представителя ЕС по иностранным делам выступала Великобритания, которая опасалась, что создание министерства иностранных дел Евросоюза может ограничить британский суверенитет во внешнеполитических делах и подчинить ее международные интересы интересам континентальной Европы.
В то же время британская делегация, в принципе, согласна с идеей, что Евросоюзу пойдет на пользу введение постоянного поста президента ЕС со сроком полномочий на 2,5 года. Он заменит нынешнюю громоздкую систему ротационного полугодового председательства в Совете ЕС каждой из 27 стран.
При этом ряд ведущих стран ЕС, включая Францию, в целом, согласен, чтобы пост первого президента ЕС занял Тони Блэр. Функции президента ЕС будут главным образом представительскими, основной его задачей станет представление интересов ЕС на международной арене. В руководящих институтах ЕС сегодня Тони Блэра рассматривают как человека, который способен укрепить отношения Евросоюза с США.
Однако сам уходящий премьер Великобритании уже говорил о своем нежелании занимать этот пост. Кроме того, в последние дни появилось новое предложение о его "трудоустройстве" уже со стороны США, которые предлагают его кандидатуру на пост спецпосланника "квартета" по Ближнему Востоку. Остальные возражения Лондона по новому договору также направлены на защиту британского суверенитета. В частности, нежелание включать в текст итогового документа упоминание Хартии фундаментальных прав связано с опасениями, что это вынудит Британию пересматривать свое законодательство, в частности, в такой чувствительной области, как права на забастовку.