Согласно поправке, с 1 сентября 2004 года в старших классах средних школ нацменьшинств, в том числе русских, все предметы должны преподаваться на государственном, то есть латышском языке, за исключением родного языка и, как говорится, в одобренном сеймом законопроекте, "других предметов, связанных с национальной идентичностью и культурой", являющихся не обязательными, а факультативными.
Следовательно, как отмечают наблюдатели и эксперты, фактически восстановлена изъятая в прошлом году под давлением русскоязычных жителей Латвии и международных организаций из закона "Об образовании" формулировка о ведении преподавания в школах нацменьшинств "только на государственном языке".
Депутаты от правых партий отвергли предложение представителей левоцентристской оппозиции о предоставлении права самим русским школам решать, какие предметы и в каком объеме преподавать на родном и государственном языках, о сдаче выпускниками русских школ экзаменов на родном языке, а также использовании русского языка при переподготовке безработных.
Отвергнуты были и другие инициативы левоцентристских партий, направленные на улучшение организации и повышение качества образования представителей нацменьшинств.
Представители правых партий обвинили своих коллег из левой оппозиции в невежестве, экстремизме, подстрекательстве террористов, "сталинизме" и "пособничестве колонизаторам". Лейтмотивом их выступлений с трибуны сейма стало утверждение, что в Латвии решения принимают представители "титульной нации", а всем другим следует их выполнять.
Депутат от Народной партии Александр Фирштейн посоветовал тем, что хочет учиться на русском языке, уехать в Россию. Протесты же против перевода русских школ Латвии на латышский язык обучения он назвал "политическим заказом", дав понять, что этот заказ исходит из России.
Принятая поправка, по мнению многих, ведет к ликвидации в стране среднего образования на русском языке.