Робертсон подчеркнул, что он придает большое значение своей работе в НАТО и для НАТО. Он уточнил, что отказывается продлевать срок своих полномочий еще на год, как это позволяет устав Североатлантического альянса. Отметив, что "некоторые правительства просили его остаться на пятый год", он высказал мнение, что четырехлетний мандат - оптимальный период для такой работы. И предстоящий год Робертсон, по его словам, также готов работать с удовольствием.
Джордж Робертсон заявил, что он пришел в НАТО три года назад "с очень ясными целями". В их числе он назвал совершенствование оборонных возможностей альянса, поддержку стабильных трансатлантических отношений, улучшение управления кризисными ситуациями, улучшение и углубление отношений с Россией, создание прочной базы для будущего расширения организации, движение по пути демократии и стабильности на Балканах, укрепление сотрудничества между НАТО и Евросоюзом, внутренние реформы НАТО: бюджетную, структурную, управленческую и кадровую.
Во всех этих областях изменения уже произведены или завершаются, сказал Робертсон. По его мнению, НАТО претерпел необходимые трансформации для работы в XXI веке, сообщает РИА "Новости".
Генеральный секретарь НАТО напомнил, что на время его руководства пришлись кризисы в Черногории, на юге Сербии и в Македонии. "Трижды НАТО помешала новому кровопролитию на Балканах", - отметил Робертсон. После этого случилось "злодеяние 11 сентября 2001 года".
"Я был первым в истории НАТО генеральным секретарем, который объявил, что 19 стран-союзников взяли на себя свое основополагающее обязательство, сформулированное в статье пятой Североатлантического договора, согласившись, что нападение на США равнозначно нападению на все 19 стран НАТО", - сказал Робертсон. С тех пор альянс принял вызов борьбы с терроризмом и нераспространением биологического, химического и ядерного оружия.
"Это уже довольно хороший итог для одного генерального секретаря, а еще остается 11 месяцев до моего ухода", - заключил свое заявление лорд Джордж Робертсон.
На поиски преемника Робертсона на посту главы НАТО потребуется время
На поиски преемника Джордж Робертсона на просту Генсека НАТО потребуется время, поэтому сейчас он объявил, что дослужит до декабря, пояснил в среду на брифинге на условии анонимности информированный натовский чиновник.
В ближайшие месяцы, сказал он, пройдут предварительные, неформальные консультации между странами НАТО о возможных кандидатурах. Первым официальным совещанием, на котором будет обсуждаться этот вопрос, станет, скорее всего, очередное заседание Североатлантического Совета на уровне министров иностранных дел 3-4 июня в Мадриде.
Обычно главы государств и правительств тех стран, которые имеют достойных претендентов, выдвигают эти кандидатуры, и дальше идет согласование вплоть до консенсуса. Избрание Советом НАТО является не более чем завершающей формальностью.
Есть много неписаных правил, которыми руководствуются при выборе кандидата. Прежде всего, Генсеком НАТО никогда не может быть американец (зато американцы всегда возглавляют оба стратегических военных штаба НАТО). Практически невозможно выбрать француза, поскольку Франция не входит в военную организацию альянса.
Дальше идет фактор очередности: следующим за Робертсоном Генсеком НАТО вряд ли будет британец. По уровню это должен быть политический деятель, имеющий в послужном списке, как правило, опыт работы министром иностранных дел или министром обороны. Наконец, важно, чтобы ни одна из стран НАТО не имела существенных упреков к его политической позиции и прошлой деятельности.
По мнению главы НАТО, ключевая роль в борьбе с терроризмом принадлежит военным
"Военные призваны играть центральную роль во всеобъемлющей международной кампании по борьбе с терроризмом", - отметил Робертсон, выступая на конференции Россия-НАТО в Москве в декабре 2002 года. Он заявил, что роль вооруженных сил в борьбе с терроризмом должна быть переосмыслена.
"Задача, возлагавшаяся на вооруженные силы в прошлом веке - оборона территории - не соответствует сегодняшним реалиям. Если мы хотим достойно принять этот новый вызов, мы должны досконально переосмыслить назначение вооруженных сил", - сказал Робертсон.
Генсек НАТО уточнил, что роль военных в борьбе с терроризмом должна включать в себя три главных функции: "во-первых, антитеррор - проведение защитных мероприятий для снижения уязвимости гражданского населения, территории; во-вторых, противодействие терроризму - меры наступательного характера по выявлению, предотвращению и пресечению террористической деятельности".
По его словам, в-третьих, вооруженные силы должны быть задействованы в преодолении последствий терактов и оказывать поддержку гражданским властям.
Генсек НАТО заявил, что в настоящее время граница между терроризмом и военными операциями "размывается"
"Сегодняшние террористы стремятся спровоцировать своими действиями массовую гибель людей, повышается вероятность попадания в их руки оружия массового поражения. Это приводит к тому, что такие группы, как "Аль-Каида", используют более изощренные методы насилия, что вызывает большое количество жертв и наносит масштабный ущерб экономике", - отметил он.
Кроме того, сказал генсек НАТО, еще одна причина, которая обуславливает большую роль военных в борьбе с терроризмом, заключается в том, что граница между внешней и внутренней безопасностью государств "размывается".
"С политической точки зрения было бы абсурдным не использовать все имеющиеся у нас силы и средства для отпора этой новой угрозе", - сказал Робертсон.
НАТО проводит глубокую модернизацию своих структур
По словам Робертсона, в связи с новыми угрозами Североатлантический альянс проводит глубокую модернизацию своих структур и ориентируется на участие в международной кампании борьбы с терроризмом. Он заявил, что новая концепция НАТО по защите от терроризма предусматривает, что альянс должен быть готов оказывать помощь в предупреждении терактов, обороне и защите от терактов, направляемых из-за рубежа.
"НАТО должно быть готово действовать в поддержку усилий международного сообщества по борьбе с терроризмом. При поступлении соответствующих запросов НАТО должно оказывать содействие государствам в преодолении последствий вооруженных нападений, особенно если при этом применялось химическое, бактериологическое, радиологическое или ядерное оружие", - сказал Робертсон.
Вместе с тем он заявил, что "это не значит, что НАТО превращается в мирового жандарма - ни одна организация при всем желании не способна справиться с этой функцией. НАТО превращается в гораздо более эффективного партнера в борьбе международного сообщества с угрозами XXI века".
Генсек также подчеркнул, что, помимо создания сил быстрого реагирования, в НАТО приступили к радикальной перестройке командной структуры, с тем чтобы "сделать ее более компактной, гибкой, лучше приспособленной к выполнению боевых задач в новых условиях обеспечения безопасности".