В ходе первого раунда обсуждались вопросы, связанные с обеспечением деятельности систем охраны правопорядка, образования, здравоохранения и участия в них представителей албанского большинства и сербского меньшинства. Следующий раунд переговоров состоится 17 марта.
- Признание независимости Косово может стать прецедентом для Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья
- В Тирасполе согласны решить проблему региона по аналогии с Косово
- По мнению Кокойты, у непризнанных республик больше прав на независимость, чем у Косово
Представители Белграда и Приштины сели за стол переговоров при посредничестве специального посланника генсека ООН Мартти Ахтисаари и контактной группы в составе Великобритании, Германии, Италии, России, США и Франции. Конечная их цель - определение статуса сербского края Косово с преимущественно албанским населением, переданного в 1999 года под управление Миссии ООН.
В то время как косовские албанцы требуют полной государственной независимости, сербы готовы предоставить краю лишь широкие права автономии с последующей реинтеграцией в состав Сербии. Эти позиции вновь озвучили во вторник на раздельной пресс-конференции по итогам двухдневных переговоров в Вене главы делегаций - советники президента и премьер-министра Сербии Леон Койен и Слободан Самарджич и их оппонент, министр местного самоуправления Косово Лютфи Хазири.
Тем не менее, руководители сербской делегации выразили удовлетворение по поводу начатого диалога и выразили надежду, что на следующей встрече удастся более детально обсудить вопросы, связанные с децентрализацией власти в Косово, чтобы выйти на совместные решения. Они подчеркнули, что Белград давно выступал за прямые переговоры с Приштиной взамен "челночной дипломатии" посредников.
Выступивший также на пресс-конференции представитель косовских сербов Горан Богданович отметил, что было бы иллюзией ожидать конкретных результатов от первого раунда переговоров. По его словам, албанцы согласны удовлетворить до 60% сербских требований в области децентрализации. Он высказался за создание в Косово множества новых сербских общин и структур местного самоуправления при том, что Белград мог бы взять на себя оказание материальной и финансовой помощи этим общинам.
В свою очередь Хазири заявил, что косовские албанцы готовы обсуждать вопросы децентрализации, и что Приштина выступает за создание "дееспособной и эффективной администрации". Вместе с тем, отметил он, все достигнутые договоренности на этот счет могут быть реализованы только после провозглашения независимости.
"Независимое и свободное государство Косово принесет свободу и стабильность всем людям, в том числе и сербам", - подчеркнул министр. В этой связи он высказался против попыток поставить под сомнение правомочность существования суверенного государства Косово в его нынешних границах и назвал неприемлемым создание параллельных административных структур, деятельность которых находилась бы вне компетенций правительства в Приштине.
Признание независимости Косово может стать прецедентом для Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья
По мнению заместителя председателя Госдумы Владимира Жириновского, в случае признания независимости Косово может быть создан прецедент для признания мировым сообществом нового статуса Южной Осетии, Абхазии или Приднестровья.
"Если Косово получит независимость, то будет создан международный прецедент, и все оставшиеся непризнанные территории - Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье - могут получить такое же международное признание", - сказал вице-спикер Госдумы в среду.
Комментируя итоги первого раунда переговоров между представителями Белграда и Приштины по вопросу о статусе Косово, он выразил предположение, что "вскоре может быть подтверждена независимость этого нового государства".
Однако на этом фоне, заметил он, продолжаются преследования "генералов-сербов", и это, уверен Жириновский, является проявлением "антисербской антиправославной политики", передает "Интерфакс".
В то же время, думские эксперты в области международных отношений на условиях анонимности отметили, что "в случае с Косово, с одной стороны, и Южной Осетией и Абхазией - с другой, речь идет о двух разных правовых плоскостях", передает ИТАР-ТАСС.
Косово стремится к независимости, а две закавказские республики, входящие в настоящее время в состав Грузии, - к присоединению к другому государству, то есть к России, отмечают аналитики.
Кроме того, международное общественное мнение уже давно готовится к возможному отделению Косово от Сербии, а процесс с Южной Осетией и Абхазией "гораздо моложе". "Необходимо хотя бы вывести его на такой же, как в случае с Косово, уровень актуальности в глазах мирового сообщества", - отмечают эксперты.
В свою очередь вице-спикер Госдумы от фракции "Родина" ("Народная воля" - СЕПР) Сергей Бабурин, продолжая тему Косово, в среду на заседании предложил поручить депутатам-членам российской делегации в Парламентской ассамблее (ПА) НАТО при следующей поездке в Брюссель поставить вопрос об организации встречи нашей делегации "с теми, кто находится под судом (в связи с действием международного трибунала по бывшей Югославии - прим. ред.).
Спикер Госдумы Борис Грызлов выразил надежду, что первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, которая является руководителем нашей делегации в ПА НАТО, воспользуется этой идеей.
Как считает заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, независимость Косово может получить до конца нынешнего года. "Западные представители не скрывают, что считают оптимальным способом решения косовского вопроса референдум, результаты которого предрешены: абсолютное большинство косоваров проголосует за независимость от Сербии", - говорит он.
В то же время, отмечает аналитик, в отношении Абхазии и Южной Осетии Запад занимает противоположную позицию, считая их неотъемлемой частью Грузии. Россия с такой позицией принципиально не согласна, выступая за применение универсального подхода к урегулированию этих конфликтов вокруг этих территорий. На эту тему президент Путин высказался вполне определенно: "Если кто-нибудь считает, что Косово можно предоставить государственную независимость, то тогда почему мы должны отказывать в этом абхазам или южным осетинам?".
По словам Макаркина, сравнительный анализ показывает большое сходство сценариев этих конфликтов. "Во всех случаях речь идет о борьбе этносов за самоопределение, причем уровень напряжения в отношениях между конфликтующими этническими группами достиг максимальной отметки, делающей практически невозможным их сосуществование даже в рамках федеративного государства (не говоря уже о статусе автономии)", - цитирует эксперта РИА "Новости".
Политолог соглашается, что каждый кризис имеет собственные уникальные особенности. "Например, в Абхазии и Южной Осетии миротворческие операции были начаты после того, как грузинская сторона убедилась в невозможности добиться успеха вооруженным путем, - говорит он. - В Косово Милошевич добился военного успеха, но его последствием стала "гуманитарная интервенция" НАТО, однозначно вставшего на сторону косоваров". Таким образом, резюмирует эксперт, "присутствие российских миротворцев в регионе позволило избежать крайне нежелательного развития событий - в виде боевых действий, в которые могла быть вовлечена третья сила (как НАТО в Косово)".
В то же время общие черты конфликтов позволяют говорить о возможности универсального подхода к их разрешению. "Для того, чтобы принять этот принцип, необходимы элементарная объективность и политическая воля международного сообщества. В противном случае можно будет в очередной раз говорить о политике двойных стандартов", - заявил Макаркин.
В Приднестровье хотят решить проблему региона по аналогии с Косово
Проблема Приднестровья должна решаться по аналогии с тем, как будет решена проблема Косово. Такую точку зрения высказал сегодня на пресс-конференции в Москве глава приднестровского парламента Евгений Шевчук. "Ситуация в Косово не может быть уникальной, - сказал он, - Она должна стать алгоритмом для решения других конфликтов, в том числе и в Приднестровье".
При этом он исключил возможность вывода российских миротворческих сил из региона еще до достижения политического урегулирования. "Мы оцениваем действия миротворческих сил как очень эффективные - нет погибших людей, нет вооруженного конфликта", - сказал Шевчук.
Присутствовавший на пресс-конференции бывший спикер приднестровского парламента Григорий Маракуца, в свою очередь, призвал руководителей Молдавии и Приднестровья как можно быстрее сесть за стол переговоров, передает ИТАР-ТАСС.
"Они могут не приглашать друг друга на дни рождения, но в переговорном процессе по урегулированию конфликта участвовать обязаны, потому что за ними стоят народы, и нет другого пути мирного решения приднестровской проблемы", - отметил он.
Касаясь других конфликтов на постсоветском пространстве, Евгений Шевчук в очередной раз заявил о солидарности с Южной Осетией. "Более того, если ситуация в зоне грузино-югоосетинского конфликта будет развиваться в сторону обострения и возобновятся боевые действия, то мы выйдем из переговорного процесса по урегулированию приднестровского конфликта", - предупредил Шевчук.
Он отметил, что в этом случае Приднестровье также окажет помощь Южной Осетии. "Но эта помощь не будет военной, она будет гуманитарной, политической, дипломатической", - особо подчеркнул спикер приднестровского парламента, добавив, что такая помощь будет осуществляться в рамках уже имеющих договоренностей между Приднестровьем, Южной Осетией и Абхазией.
Лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил, что у Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья больше оснований для признания их независимости, чем у Косово. "Мы самоопределились. Южная Осетия и Абхазия, Приднестровье имеют больше политико-правовых оснований для признания, чем Косово", - сказал Кокойты на пресс-конференции в Москве в среду.
"Как появилась косовская проблема и как появились югоосетинская, абхазская и приднестровская проблемы? - сказал президент непризнанной республики и добавил: - Россия не препятствовала выходу Грузии из состава СССР, почему Грузия препятствует Южной Осетии и Абхазии, которые самоопределились, чтобы они стали независимыми?".
Кокойты заявил, что признанию Южной Осетии и Абхазии независимыми государствами препятствует прежде всего "политика двойных стандартов, которую хотят реализовать страны НАТО и ОБСЕ". По словам лидера Южной Осетии, "нарушения грузинской стороны не отмечаются со стороны ОБСЕ, эта организация много о чем умалчивает", передает "Интерфакс".
В то же время Кокойты сказал, что в Южной Осетии и Абхазии хотят иметь "такие же возможности, как у Косово и Грузии, чтобы доводить свое мнение, выступать со своими инициативами по вопросам урегулирования конфликта с международных трибун". "Пока в этом отношении мы блокированы", - сказал он.
Говоря о политике двойных стандартов со стороны некоторых западных организаций в отношении Южной Осетии и Абхазии, Кокойты подчеркнул: "Не надо делить народы на плохие и хорошие".