Британские газеты, пытаясь объяснить происходящее, упоминают ухудшение экономической ситуации в России, падение курса рубля, западные санкции и неопределенность российского инвестиционного климата, доверие к которому было подорвано арестом главы АФК "Система" Владимира Евтушенкова (отметим, что 17 декабря Евтушенков был освобожден).
"Богатые представители российского общества в последнее время нервничают", - пишет, в частности, The Financial Times. Газета замечает, что падение цен на нефть, западные санкции и ослабление рубля сильно ударили по российской экономике.
- Российский Forbes оценил потери 20 богатейших россиян в 2014 году в 73,4 млрд долларов
"Российские сверхбогачи покупают себе британские визы, чтобы сбежать от кризиса", - утверждает в заголовке The Sunday Times. Журналисты излагают вышеприведенную статистику МВД Великобритании, а затем сообщают: "С марта, когда на Россию был наложен первый пакет санкций, количество виз резко выросло".
Газеты напоминают, что инвесторские визы выдаются гражданам стран, не входящих в ЕС, взамен на приобретение первоклассных ценных бумаг на сумму от 1 до 10 млн фунтов. Спустя 2-5 лет (в зависимости от инвестированной суммы) можно просить постоянный вид на жительство, а затем и гражданство.
Юрист Камаль Рахман говорит: "Наших российских клиентов интересует именно гражданство". Рахман ожидает, что на фоне недавней экономической нестабильности все больше россиян будет подавать заявки.
95% виз, с которыми работает Рахман, выдаются женам бизнесменов: они поселяются в Британии вместе с детьми, а мужья продолжают управлять зарубежным бизнесом. Неназванный российский бизнесмен, получивший инвесторскую визу в нынешнем году, поясняет: "Я перенес все в Лондон сразу по многим резонам, но в итоге главное - безопасность и душевный покой". По сообщению газеты, этот человек купил дом за 20 млн фунтов и теперь реконструирует его, чтобы оборудовать двухъярусный подвал и крытый бассейн.
Газеты отмечают, что увеличение спроса на британские инвествизы среди россиян произошло на фоне ужесточения правил их выдачи. Так, в ноябре британское правительство впервые за 20 лет увеличило минимальную сумму инвестиций, необходимых для получения инвесторской визы, до двух миллионов фунтов.
Кроме того, раньше разрешалось потратить четверть всех инвестиций в Британию на недвижимость, теперь это запрещено. По распространенному мнению, так власти среагировали на обеспокоенность общества тем, что иностранцы инвестируют в лондонскую недвижимость, которая после этого пустует.
Как известно, Великобритания ввела визы инвестора в 2008 году, чтобы привлечь иностранный капитал в свою экономику. В 2011 году, чтобы привлечь еще больше средств из-за рубежа, страна стала выдавать постоянный вид на жительство тем, кто готов расстаться с пятью миллионами фунтов через три года пребывания по визе инвестора, а способным вложить 10 миллионов фунтов - через два года.
В начале 2014 года аналитики отметили ажиотажный спрос со стороны российских инвесторов на оценку недвижимости в Лондоне стоимостью от одного миллиона фунтов, покупка которой дает право на получение пятилетней инвесторской визы Великобритании. Это связывали с тем, что в правительстве Великобритании тогда обсуждался вопрос возможности отмены инвесторских виз или повышения суммы, необходимой для их получения, до 10 миллионов фунтов. В марте сообщалось, что цены на недвижимость в столице Великобритании выросли. По мнению ученых, удорожание жилья в Лондоне было связано с нестабильностью в России.
Впрочем, Великобритания - не удинственная страна, в которой состоятельные россияне пытаются спасти свои сбережения. Так, Португалия за два года выдала 1360 "золотых виз": получатели из России на втором месте после китайцев. Аналогичная программа по выдаче ВНЖ за инвестиции в недвижимость действует в Испании, и там тоже лидируют китайцы и россияне.
В отличие от Британии, Объединенные Арабские Эмираты в этом году снизили стоимость шестимесячной визы, выдаваемой владельцам недвижимости, расположенной на всей территории страны, на 45%. В августе сообщалось, что подобный шаг рассматривают и власти Австралии, где, по данным на конец июня, было одобрено только 286 заявлений на получения вида на жительство по инвестиционной программе, а 1497 заявлений еще ожидали рассмотрения.