Ранее финское председательство высказывалось за продление мандата миссии до конца марта 2009 года с тем, чтобы следующий председатель организации, место которого с 1 января займет Греция, мог попытаться найти консенсус по вопросу о дальнейшей судьбе миссии.
За сохранение действующего мандата миссии также выступала Грузия и поддерживающие ее государства-участники ОБСЕ: в первую очередь США и страны Европейского союза.
Согласно этому мандату сотрудники миссии наделены рядом полномочий по участию в вопросах урегулирования грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов, включая предоставления им доступа на территории Абхазии и Южной Осетии.
В свою очередь Россия не поддержала предложение финского председательства о "техническом" продлении мандата миссии.
РФ и ряд других государств убеждены, что после агрессии, совершенной Грузией в августе этого года, ситуация в регионе коренным образом изменилась и теперь, если ОБСЕ хочет направить своих представителей в Южную Осетию и Абхазию, она должна решать данный вопрос непосредственно с руководством этих республик.
"По большому счету для продолжения переговоров решения о продлении не требуется", - заявил постоянный представитель России при ОБСЕ Анвар Азимов. "После истечения старого мандата, согласно процедурам ОБСЕ, миссия перейдет в режим свертывания, который может продлиться 2-3 месяца. В течение этого времени переговоры вполне могут быть продолжены", - добавил он.
Коснувшись в этой связи вопроса о судьбе военных наблюдателей ОБСЕ, мандат которых был продлен специальным решением Постоянного совета ОБСЕ до 18 февраля будущего года, Анвар Азимов отметил, что Россия готова рассмотреть вопрос об их дальнейшем присутствии в регионе при условии выработки нового мандата полевого присутствия ОБСЕ в регионе, который бы учитывал произошедшие там геополитические изменения, связанные с появлением двух новых независимых государств - Абхазии и Южной Осетии.
Российский представитель заявил, что вполне возможно найти взаимоприемлемые развязки, которые обеспечат выход из создавшейся ситуации. В этой связи он сослался на исторический опыт деятельности ОБСЕ. Так, по его словам, "возможно создание отдельных независимых друг от друга полевых присутствий соответственно - в Тбилиси, Цхинвали и Сухуми, разумеется при согласии принимающих государств". "В истории ОБСЕ, - напомнил он, - были случаи, когда миссия открывалась в стране, которая не являлась участником ОБСЕ и не была признана ее другими членами, как это было в 1992 году в Македонии". "Кроме того, в Сербии до сих пор работают две миссии - в Белграде и Приштине", - добавил он.
Другая возможность, продолжал Анвар Азимов, состоит в том, чтобы учредить в Тбилиси, Цхинвали и Сухуми представительства секретариата и исполнительных структур ОБСЕ. В качестве прецедента он назвал офис бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека в Подгорице, функционировавшей там в 1998-2001 годах.
Закрытие миссии ОБСЕ в Грузии, сообщил Анвар Азимов, позволит сэкономить для организации 18 миллионов евро. Вместе с тем, отметил он, это решение вовсе не означает разрыва ОБСЕ с Тбилиси. Россия, по его словам, заинтересована в продолжении полевого присутствия ОБСЕ в Грузии для мониторинга происходящих там демократических процессов.
Что же касается направления миссии в Южную Осетию или Абхазию, то этот вопрос следует решать путем прямого диалога с руководством этих республик. В частности, южноосетинская сторона на последнем раунде переговоров в Женеве внесла соответствующие предложения представителю действующего председателя ОБСЕ. Россия надеется, что обсуждение этих предложений будет продолжено в будущем году, в том числе в Вене, где расположена штаб-квартира и секретариат ОБСЕ.