Новые пророки катастрофы говорят об одном и том же наборе угроз, главные из которых – изменение климата, истощение ресурсов и дисбаланс населения. Самые большие страхи вызывает то, что многие опасности взаимосвязаны и одно усугубляет другое. Если мы хотим избежать глобального краха, мы должны решать все проблемы одновременно, предупреждают ученые.
Эти проблемы кажутся региональными. Многие общества, от майя в Мексике до полинезийцев на острове Пасхи, погибли из-за тех же опасностей, которые грозят нам. Как объясняет Даймонд в своей новой книге "Крах", индейцы майя истощили один из главных ресурсов на территории обитания – деревья, и это спровоцировало ряд проблем: эрозию почвы, сокращение пахотных площадей и засуху. Растущее население, которое было причиной чрезмерного использования ресурсов, столкнулось с уменьшением количества продовольствия, что, в свою очередь, привело к миграции и кровопролитной гражданской войне. Гибель цивилизации острова Пасхи развивалась по той же модели: вырубка лесов привела к экологическим проблемам и войне.
В отличие от этих обществ, наша цивилизация глобальна. Глобализация имеет и положительную сторону: когда в одном из регионов планеты начинаются трудности, он может обратиться за помощью к остальному миру. Ни майя, ни жители острова Пасхи не имели такой возможности – по сути, они были изолированными цивилизациями. Негативная сторона глобализации заключается в том, что, когда в одном из регионов планеты начинаются трудности, они быстро экспортируются. Если современная цивилизация погибнет, это случится повсеместно.
Глобальный крах, вероятно, будет развиваться по той же модели, что и локальный крах, но в более широких масштабах, прогнозируют ученые. В случае с майя проблема началась в одном регионе, но охватила всю цивилизацию. Сегодня, когда глобальное потепление сделает одни регионы менее гостеприимными, чем другие, все больше людей будет перебираться на земли, пригодные для жизни. Рост населения сделает их менее привлекательными, что приведет к дальнейшей миграции по принципу домино.
Массовые перемещения людей и капитала вызовут напряженность в мировой финансовой системе и могут ее разрушить. В книге "Будущее денег" бельгийский экономист Бернар Льетар отмечает, что мировая финансовая система уже сейчас крайне нестабильна. За последнее десятилетие масштабы и частота финансовых кризисов, несомненно, увеличились. Кризис 1997 года в Юго-Восточной Азии затмил мексиканский кризис 1994 года, а за ним последовали кризис 1998 года в России и 1999 года в Бразилии. Это еще один пример того, что глобализация может усилить, а не минимизировать риск тотального краха.
Это не будет концом света. Гибель современной цивилизации повлечет за собой смерть миллиардов людей, но не всего человечества. Так, несколько представителей майя выжили, убежав из городов в джунгли. Точно так же кто-то переживет конец индустриальной эпохи, вернувшись к доиндустриальному образу жизни.
"Чудовищность такого сценария с трудом укладывается в голове. Человеку свойственно считать, что мир будет таким, какой он есть. Но не стоит забывать, что в годы, предшествовавшие гибели их цивилизации, майя тоже считали свой мир вечным", - предупреждает The Guardian.