Историки, возможно, скоро смогут подвести черту под одной из трагических загадок XX века - гибели советского линкора "Новороссийск" в 1955 году в порту Севастополя
Телеканал "Звезда"
Историки, возможно, скоро смогут подвести черту под одной из трагических загадок XX века - гибели советского линкора "Новороссийск" в 1955 году в порту Севастополя. Новые сенсационные данные, касающиеся этой трагедии, пришли из Италии.

Согласно им, одна из самых крупных трагедий в истории ВМФ СССР является следствием иностранной диверсии. Об этом в интервью римскому изданию 4Arts признался ветеран итальянского подразделения боевых пловцов, участвовавший в операции по подрыву корабля, Уго Д'Эспозито.

Диверсант пояснил, что командование 10-й флотилии не могло смириться с потерей корабля, который до 1949 года входил в состав итальянского флота под именем "Джулио Чезаре" ("Юлий Цезарь"). После поражения Италии во Второй мировой войне линкор достался СССР в счет репараций. Итальянцы решили во что бы то ни было уничтожить линкор, для чего была разработана специальная операция. Она была проведена 29 октября 1955 года - в годовщину так называемого Марша на Рим Бенито Муссолини.

В результате взрыва линкор затонул, погибли более 600 советских моряков. Изначально предполагалось, что произошел взрыв боеприпасов. Однако обследование судна показало, что взрыв произошел снаружи. Именно поэтому официальное заключение гласило, что причиной гибели "Новороссийска" стала донная магнитная мина, оставленная немцами в 1944 году, пишут "Аргументы и факты".

Версию диверсии в тот период в качестве основной не рассматривали, хотя она и витала в воздухе. Так, в частности, ходили слухи, что командир флотилии подводных диверсантов Валерио Боргезе после передачи судна СССР поклялся "отомстить русским во что бы то ни стало". Именно он, по мнению историков, и осуществил подрыв "Новороссийска", передает НТВ. Однако, возможно, высшим чинам советского флота проще было смириться с донной миной, нежели с фактом успешных действий вражеских диверсантов на базе Черноморского флота, отмечает "АиФ".

4Arts подчеркивает, что слова Д'Эспозито - первое прямое признание итальянских военных причастности к уничтожению "Новороссийска". До этого адмирал Джино Биринделли и другие ветераны подразделения специального назначения категорически отрицали подобную версию.

Впрочем, по данным "АиФ", Д'Эспозито - не первый ветеран итальянской диверсионной группы, который признал, что взрыв в Севастополе является делом их рук. Еще в середине 2000-х годов в журнале "Итоги" был размещен рассказ некоего итальянца, который подробно рассказывал о том, как была осуществлена акция. Якобы диверсанты прибыли в Севастополь в трюме итальянского парохода, а в самой бухте перемещались на мини-подлодке. Заминировав судно, на той же подлодке итальянцы ушли в открытое море, где их ожидали сообщники.

Гибель линкора, который на тот момент считался едва ли не самым мощным кораблем советского флота, привела к перестановкам в высшем руководстве советского ВМФ. По итогам расследования четыре советских адмирала были понижены в звании, в том числе главком ВМФ адмирал Николай Кузнецов и командующий Черноморским флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко.