На посту министра обороны Польши, находившейся под советским контролем, занимая ключевую позицию в военном альянсе коммунистического блока, генерал Ярузельский приказал польским войскам принять участие во вторжении, что с тех пор сильно осложняет отношения Польши с чешскими соседями.
"В 1969 году я был министром обороны, который реализовал это политическое решение, так как, ознакомившись с доступной нам тогда информацией, был убежден, что для того есть основания, – сказал он в интервью чешскому национальному телевидению. – Сегодня, и, естественно, намного раньше, я понял, что это решение было неверным, неправильным, позорным. Так как я принимал участие в его реализации, сейчас я приношу свои искренние извинения".
После того как революции 1989 года покончили с коммунистическим и российским контролем над Восточной Европой, историческая роль генерала Ярузельского вызывает разногласия: одни считают его лакеем Кремля, а другие – верным и реалистичным польским патриотом, который действовал в интересах нации, чтобы предотвратить еще более жесткое наступление Кремля на регион, пишет газета.
Извинение Ярузельского стало первым извинением за участие Польши во вторжении в Чехословакию, когда танки Красной Армии вошли в Прагу, чтобы сокрушить освободительное движение "Пражская весна". Двойственное отношение к роли генерала Ярузельского остается больной темой в Польше, которая готовится праздновать на следующей неделе 25-летнюю годовщину основания профсоюза "Солидарность", первого независимого профсоюза в советском блоке.
Через 18 месяцев после возникновения "Солидарности" генерал Ярузельский попытался ее сокрушить, введя военное положение и засадив в тюрьму тысячи активистов этого движения. До сего дня он утверждал, что его действия были меньшим из зол – что советские войска готовились штурмовать Польшу и что его участие во вторжении в Чехословакию предотвратило кошмарный сценарий советского вторжения в Польшу, пишет издание.
Разногласия по поводу места генерала Ярузельского в истории Польши и Восточной Европы используются в продолжающихся диспутах между Россией и ее бывшими сателлитами в Восточной Европе. Издавна враждовавшие Варшава и Москва сегодня охвачены диспутами на нескольких фронтах, пишет газета.
С польской точки зрения, российский президент Владимир Путин в начале этого года пытался унизить демократическую Польшу, когда пригласил генерала Ярузельского в Москву на празднование 60-летней годовщины окончания Второй мировой войны и выдал ему российскую награду за роль в поражении нацистов. Этот российский жест вызвал возмущение не только в Польше, но и в Чешской республике.
В 1968 году Ярузельский стал польским министром обороны и принимал активное участие во вторжении войск СССР и еще трех стран Варшавского пакта. В 1981 году, в разгар революции "Солидарности", он стал лидером польской коммунистической партии и премьер-министром и вскоре после этого ввел военное положение. К 1985 году Ярузельский стал президентом и занимал этот пост до 1990 года, когда его сменил Лех Валенса.
У большинства чехов русские до сих пор ассоциируются с вводом в республику советских войск 21 августа 1968 года, пишет в свою очередь Die Presse (перевод на сайте Inopressa.ru).
Когда суперзвезда чешского хоккея Яромир Ягр заключил зимой многомесячный контракт с российской командой "Авангард" (Омск), у чехов это вызвало большое удивление: ведь на форме Ягра стоял номер 68 – в знак глубокого отвращения, которое он испытывал к русским из-за вступления Красной армии в тогдашнюю Чехословакию в 1968 году.
Сейчас Ягр изменил мнение о русских. "Они добросердечные. Среди них есть хорошие люди и плохие; но то же и у нас", – примирительно говорит игрок НХЛ.
Однако многие из сограждан с ним не согласны: прежде всего, более старое поколение чехов, у которых Россия по-прежнему ассоциируется с жестоким подавлением "пражской весны" в августе 1968 года или ненавистными уроками русского языка в школе. Те, кто помоложе, тоже не любят русских: как показывают опросы, русские входят в число "самых несимпатичных иностранцев", пишет газета.