Свое громкое заявление Маккейн сделал в программе Newsnight, посвященной истории правления в Ливии полковника Каддафи, а также обсуждению будущего этой страны и влияния событий последних месяцев на обстановку в регионе.
"Я полагаю, диктаторы во всем мире, не только Башар Асад, но, может быть, даже господин Путин, может быть, кто-то из китайцев, возможно, они станут немного более нервными, потому что очевидно - люди в Ливии восстали. Мы им помогали. Возможно, без воздушной поддержки Франции, Британии и НАТО у них (у ливийцев) бы ничего не получилось, но я думаю, что им ("диктаторам") стоит понервничать. Я думаю, это весна. Не только арабская весна", - сказал сенатор.
- Кто следующий?
- Россия о словах Маккейна: "сенатор устал", у него "тараканы"
Ведущий программы перебил его: "Вы говорите о "весне" в России?" На это Маккейн ответил: "Я думаю, вполне возможно, что люди будут протестовать против правительства, которое очевидно не является демократическим в том виде, который хотели бы видеть граждане России, когда развалился Советский Союз. Я бы не стал предсказывать вооруженное восстание, но мы увидим значительные протесты в разных странах".
Это не первое подобное высказывание Джона Маккейна. В конце сентября, находясь в Триполи во главе первой со времени падения режима Каддафи официальной делегации Конгресса, Маккейн сказал, что действия ливийской оппозиции - пример для России. "Мы уверены, что сегодня народ Ливии вдохновляет людей в Тегеране, Дамаске и даже в Пекине и Москве", - заявил тогда сенатор, добавив, что "ливийцы продолжают вдохновлять весь мир и демонстрируют, что диктаторов можно свергнуть, заменив их свободой и демократией".
Накануне президент США Барак Обама также заявил, что гибель Каддафи должна послужить предупреждением "другим диктаторам".
Реакция российских властей на слова Маккейна не поступила. Судя по всему, пока они не примеряют на себя судьбу ливийского режима. Об этом, в частности, свидетельствует комментарий президента РФ Дмитрия Медведева, узнавшего о поимке Каддафи, находясь на пресс-конференции по итогам переговоров с премьер-министром Нидерландов (тогда еще не было известно о смерти полковника). Медведев назвал сообщение о захвате Каддафи отличной новостью, стал улыбаться и заявил: "Мы рассчитываем, что в Ливии наступит мир, а все те, кто представляет это государство, различные представители ливийских племен, смогут прийти к окончательному согласию по конфигурации власти, и Ливия будет современным демократическим государством".
Вопрос о том, "кто будет следующим" в списке свергнутых и бесславно погибших политических лидеров, обсуждают в связи с убийством Муаммара Каддафи во всем мире. Догадки на эту тему с удовольствием стали строить и российские эксперты и политики, опрошенные газетой "Коммерсант". В числе кандидатов оказались президенты Сирии, Ирана и Йемена.
Пессимистичнее всех опрошенных оказался депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев. "Любая страна, имеющая большие запасы энергоресурсов, например Иран, Сирия, Венесуэла или Нигерия, - перечислил он кандидатов на свержение власти. - Для того, чтобы американская экономика работала, ей нужна дешевая нефть. А правительство США готово даже вести войны, чтобы ее получить. Они будут превращать порабощенные страны в Ирак: посадят там марионеточное правительство и отдадут страну на откуп нефтегазовым компаниям".
"На очереди те, кто будет мирные демонстрации подавлять при помощи штурмовой авиации и артиллерии, - заявил Михаил Маргелов, председатель комитета Совета Федерации по международным делам. - Самоубийственная политика может закопать любого лидера".
По мнению члена научного совета Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, "на Ближнем Востоке все, кому надо, уже ушли".
Следующая, конечно же, Сирия, считает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. "Если проследить тенденцию арабских революций, то можно увидеть, что убираются как раз диктаторы светского типа, с которыми хоть как-то можно договориться, пытаясь заменить их ваххабитами. <...> Запад дряхлеет, исламский мир набирает силу, и вся цепочка арабских революций - следствие единой игры исламистов", - заявил Евгений Сатановский.
Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, уверен, что потенциально на очереди "любая страна мира". " По сути, с убийством Каддафи война не закончилась. <...> Западу будет невыгодна Ливия с самостоятельным правительством", - подчеркнул Ивашов.
"На очереди Сирия и Иран, - заявил первый заместитель руководителя фракции ЛДПР Максим Рохмистров. - <...> Все, что мы наблюдаем, - передел сфер влияния, где главным игроком являются США".
Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России, считает, что "сейчас наиболее слабым звеном является Йемен, где Али Абдалла Салех пытается маневрировать, объявив о своем уходе". "Есть большая вероятность того, что в ближайшие полгода, максимум год, весь Аравийский полуостров будет освобожден от осколков тирании, главой которой является саудовская династия", - отметил Джемаль.
Россия о словах Маккейна: "сенатор устал", у него "тараканы"
Пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков предположил, что американский сенатор Джон Маккейн "сильно устал".
"Считаем ниже своего достоинства как-то реагировать на эти слова. К сожалению, здравого смысла в его высказываниях становится все меньше и меньше", - заявил Песков "Интерфаксу" в пятницу. По всей видимости, продолжил Песков, "сенатор сильно устал".
Глава МИДа РФ Сергей Лавров в интервью радиостанциям "Голос России", "Радио России" и "Эхо Москвы" в пятницу также заявил, что "экзотические заявления" Маккейна не стоит комментировать всерьез, поскольку этот человек вряд ли будет в ближайшее время определять внешнюю политику Вашингтона. "Я не думаю, что их стоит всерьез комментировать, он человек известный, у него своя история, свои фобии, свои тараканы, если хотите. Я не думаю, что он определяет и когда-либо будет определять политику США".