Роль Центризбиркома в Иране выполняет Совет стражей, состоящий из шести представителей духовенства и шести юристов. Из 475 кандидатов на пост президента страны, в том числе 42 женщин, Совет стражей зарегистрировал четырех: нынешнего президента Исламской республики Махмуда Ахмади Нежада, экс-премьера Мира Хоссейна Мусави, бывшего председателя парламента Мехди Карруби и бывшего командующего Корпусом стражей исламской революции Мохсена Резаи.
Главным соперником действующего президента считается Мусави, возглавлявший правительство Ирана в 1981-1989 гг. Он сам именует себя "реформистом, приверженным принципам исламской революции 1979 г." К реформистам, хоть и более умеренным, относит себя и бывший председатель парламента Карруби. Мохсен Резаи, в свою очередь, утверждает западная пресса, представляется наиболее слабым политиком из всей четверки кандидатов, отмечают "Ведомости".
Предвыборная кампания трех кандидатов строится на критике нынешнего президента. Его обвиняют в неспособности справится с безработицей и инфляцией, достигающей 27%, а также в ухудшении отношений с Западом. Действующего президента не любит столица, интеллигенция, студенты, но он популярен в деревне и среди беднейших слоев населения, где помнят, что он сын кузнеца, и знают, что он не вор, отмечают "Ведомости".
Мусави выступает за возвращение в национальную общественную жизнь представителей иранской эмиграции, а также обещает включить женщин в будущее правительство. При этом он использует свой излюбленный тезис о "человеческом достоинстве", которое означает, что "люди ценны по своей гуманности, а не по родовой, национальной и языковой принадлежности".
Его оппонент "справа" Мохсен Резаи ратует за "третий путь", который предусматривает окончание "провальной экономической политики", а также смену внешнеполитических приоритетов. "Нынешняя неустойчивость внешней политики Ирана основана на провокации: то, что звучит в речах Ахмади Нежада, превращает нашу основанную на идеалах революции внешнюю политику в рискованное приключение для авантюристов", – заявляет Резаи.
Что касается иранской ядерной программы, то Резаи выступает за совместное обогащение урана при участии США, Европы и России. Ведь если Исламская Республика будет это делать в рамках международного сотрудничества, Израиль лишится повода исполнить свои угрозы и нанести по ней военный удар.
Во многом схожих позиций придерживается и экс-спикер Мехди Карруби, делающий особый упор на необходимости диалога с Западом. Он был одним из близких соратников Мохаммеда Хатами, занимавшего пост президента в 1997–2005 годах, которого на Западе называют "иранским Горбачевым". А после поражения на президентских выборах 2005 года Карруби ушел с государственных постов и создал новую партию "Национальное доверие".
Оппоненты Ахмади Нежада обвинили его в подкупе избирателей. Мусави и Резаи заявили, что, распространяя среди сельских учителей и бедняков чеки на 500 тысяч и 1 млн риалов (около 50 и 100 долларов), власти прежде всего пытаются заручиться поддержкой избирателей на предстоящих выборах. Причем если экс-премьер заявил, что благотворительная акция унижает национальную гордость иранцев, то бывший "страж исламской революции" выступил более прагматично: он призвал президента заниматься созданием рабочих мест, а не раздачей бюджетных денег.
При этом начало избирательной кампании сопровождается не только скандальными спорами вокруг подкупа избирателей. Полиция уже занялась расследованием большой драки в Исламском свободном университете Тегерана. По версии властей, студенты, поддерживающие бывшего премьера Мусави, устроили массовую потасовку со сторонниками президента Ахмади Нежада. Неизвестно, правда, кто вышел из этой драки победителем и как этот расклад сил скажется на предвыборной борьбе.