Картина, которую описывают в своих показаниях 13 заключенных "Абу-Грейб", гораздо страшнее, чем представляли происходящее там американцы
Euronews
Газета The Washington Post утверждает, что ее журналистам удалось получить доступ к секретным показаниям бывших узников багдадской тюрьмы "Абу-Грейб", в которой американские надзиратели зверски издевались над заключенными и пытали их.

Картина, которую описывают в своих показаниях 13 заключенных "Абу-Грейб", гораздо страшнее, чем представляли происходящее там обвиняемые в "ненадлежащем обращении с заключенными" американцы. Например, узники в подробностях описывают, как американские надзиратели ездили на них верхом, солдаты-женщины заставляли их мастурбировать, наблюдая это и фотографируя, а еду им приходилось вылавливать из тюремных сортиров.

Один из заключенных - Касим Мехадди Хилас (N151118) утверждает, что видел, как один из армейских переводчиков насиловал иракского юношу 15-17 лет. Он говорит, что сразу после начала "допроса" кто-то закрыл жалюзи на двери, однако Хилас вскарабкался на дверь и видел, что орущего от боли и унижения мальчика фотографировала женщина-солдат. "Мальчик очень сильно кричал", - сообщил следователям Хилас.

По его словам, тюремщики, издевавшиеся над заключенными, далеко не всегда надевали униформу и часто закрывали таблички с именем, так что узники могут опознать не всех. Впрочем, большинство из семи военнослужащих, которые проходят по делу об издевательствах в США, были опознаны. Их имена вспомнили не все, однако словесные описания сходятся. По данным газеты, большинство из них работали в ночную смену в тюремном блоке 1А.

В святой для мусульман месяц Рамадан очень популярным издевательством были угрозы покарать тех, кто не отречется от своей веры. Узников нередко насильно кормили свининой и поили только крепкими спиртными напитками.

"Они заставляли нас ходить на четвереньках, как собак, и тявкать, - говорит заключенный N13077 Хиадар Сабар аль-Абуди. - Мы должны были гавкать, как собаки, а если ты не гавкал, то тебя били по лицу без всякой жалости. После этого они нас бросали в камерах, забирали матрасы, разливали на полу воду и заставляли спать в этой жиже, не снимая капюшонов с головы. И постоянно все это фотографировали".

Один из узников описал, как попал на одну из самых широко растиражированных фотографий: голый иракец в брезентовом капюшоне стоит на ящике и очень боится упасть. К его рукам и ногам подведены электрические провода, а надзиратели пообещали ему, что его убьет током, если он упадет.

"На третий день, после пяти часов, мистер Грейнер зашел (в камеру) и забрал меня в комнату номер 37, в душевую, и стал меня наказывать, - пишет Абду Хусейн Саад Фалех, заключенный N18170. - Потом он принес коробку из-под еды и заставил меня встать на нее. Одежды на мне не было, только одеяло. Потом высокий чернокожий солдат подошел и присоединил электрические провода к моим пальцам и пенису и надел на голову колпак".

"Они говорили, что заставят нас желать смерти, которой мы не дождемся, - говорит другой заключенный Амин Саид аль-Шейх (N151362). - Меня они раздели догола. Один американец сказал, что изнасилует меня. Он нарисовал женщину у меня на спине и заставил встать меня в постыдную позицию, держать в руках собственную мошонку".

По данным газеты, узники давали показания в Багдаде между 16 и 21 января нынешнего года. Всего в распоряжении The Washington Post попали 65 страниц показаний. Показания каждого узника начинаются с присяги на арабском. Затем следуют рукописные показания, к которым прилагается машинописный перевод на английский язык. По данным издания, военные следователи допрашивали узников отдельно друг от друга, и при этом во многих показаниях фигурируют одни и те же эпизоды, одни и те же изверги-надзиратели.

В своем расследовании генерал Антонио Тагуба указывает, что в блоке 1А содержались заключенные, которые, по данным военной разведки, могли располагать сведениями о том, где находился Саддам Хусейн или где иракцы прятали свое так и не найденное оружие массового поражения. Тагуба делает вывод, что руководители допросов из военной разведки заставляли тюремщиков "создавать условия" для наиболее эффективных опросов.

Абсолютное большинство узников в своих показаниях указывают, что сразу по прибытии в блок 1А их раздевали догола, выдавали женское нижнее белье, унижали друг перед другом. Описываются и случаи, когда тех, кто отказывался сотрудничать со следствием, насиловали или били, причем иногда до смерти. Американцы фотографировали даже убитых.

Бывший заключенный Хилас говорит, что один раз, когда он спросил Чарльза Грейнера (одного из обвиняемых по делу) о времени, объяснив, что хочет помолиться, Грейнер надел на него наручники и повесил на тюремную решетку. Хилас висел на ней пять часов с неестественно вывернутыми руками, не касаясь ногами пола камеры.

Показания Хиласа самые подробные, их перевод занимает две машинописных страницы, набранные через один интервал.

Узник Мустафа Яссим Мустафа (N150542) вспоминает, как одного из узников Грейнер привязал к кровати и насиловал в извращенной форме трубкой химического фонаря.

Другой узник, имя которого газета не раскрывает, так как он является жертвой изнасилования, сообщил следователям, что сразу по прибытии в "Абу-Грейб" его раздели и заставили 4 часа простоять на коленях на бетонном полу с колпаком на голове. "Полицейские по-арабски велели мне ползти на карачках, так что я полз, а они плевали на меня, били меня по спине, по голове и по ногам". По его словам, один раз его избили так жестоко, что колпак слетел у него с головы и он смог увидеть своих палачей. Один из американских солдат наступил ему на голову, а другой разломил химический фонарь и вылил на него содержимое. "Я светился, и они смеялись", - пишет бывший заключенный. Потом его оттащили в камеру и изнасиловали химическим фонарем.

В среду один из обвиняемых по делу об издевательствах над узниками в "Абу-Грейб" - 24-летний американский солдат Джереми Сивиц был признан виновным в нарушении прав иракских заключенных на проходящем в Багдаде заседании военного трибунала США.

Уроженец штата Пенсильвания Джереми Сивиц, автомеханик по профессии, нес службу в тюрьме "Абу-Грейб" около Багдада. Он обвинялся в том, что принимал участие в издевательствах над заключенными, а также делал снимки, на которых сняты сцены насилия над узниками.

Сивиц признал свою вину, однако заявил, что вместе с другими военнослужащими выполнял распоряжение сотрудников военной разведки. По его словам, именно они заставляли солдат избивать, унижать и пытать задержанных и содержавшихся в тюрьме без суда и следствия жителей Ирака.

Военный трибунал приговорил военнослужащего Сивица к одному году тюремного заключения. Сержант армии США будет разжалован и уволен с военной службы. Это - максимальное наказание, учитывая его сделку со следствием и то, что Сивиц признался в содеянном.

Суд над еще тремя американскими военнослужащими Иваном Фредериком, Джевил Девис и Чарльзом Грейнером, обвиняемыми в издевательствах над иракскими заключенными, состоится 21 июня. Их могут ждать гораздо более серьезные наказания.

Очередная группа узников "Абу-Грейб" вышла сегодня на свободу

Американцы в пятницу освободили большую группу иракских заключенных, содержащихся в тюрьме "Абу-Грейб" на западной окраине Багдада. Как сообщает AFP, рано утром из ворот тюремного комплекса под Багдадом выехали первые шесть автобусов, которые шумно приветствовала собравшаяся толпа.

Автобусы с освобожденными направились на американскую военную базу, где их встретят родственники. Американский генерал Марк Киммит сообщил, что в пятницу военные намерены отпустить на свободу 472 заключенных.

В минувшую пятницу уже были освобождены 293 узника.

Тюрьма будет снесена

Палата представителей конгресса США одобрила предложение о сносе иракской тюрьмы "Абу-Грейб" близ Багдада, о которой узнал весь мир в связи со скандалом вокруг регулярных пыток иракских пленных американскими военнослужащими.

Предложение включить расходы на разрушение этой тюрьмы в бюджетный план министерства обороны США поддержали 308 законодателей, а 114 выступили против.

Инициаторы этой меры - республиканец Курт Уэлдон и демократ Джон Мурта - считают, что на месте снесенной тюрьмы должно быть построено современное исправительное учреждение.