Солженицын призвал "братский народ" и тех, кто развязал этот кризис, помнить о прошлом: "За недавние тяжелые годы вы уже испытали разорение: и уничтожение православных храмов, и поджоги сербских школ, и прямые нападения с убийствами. Сохрани Господь вам мужества остаться близ родных могил и впредь". (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
Не в первый раз автор "Архипелага ГУЛАГ" обращается к косовскому вопросу. Еще в 1999 году он заявлял: "Не надо придерживаться иллюзий, что Америка и НАТО главной целью своей имеют защиту косоваров, – заявил лауреат Нобелевской премии. – Если бы защита угнетенных сколько-нибудь волновала их серьезно, то у них было сорок лет, чтобы защитить Тибет – с разграбляемым народом, религией, тончайшей древней культурой... Если бы у них были добрые чувства, – продолжил Солженицын, – то они имели сорок-пятьдесят лет, чтобы защитить курдов – разорванных на разные страны, уничтожаемых, несчастных... Самое страшное из того, что сегодня происходит – даже не бомбардировки Сербии, как это ни трудно выговорить, самое страшное то, что НАТО перевело нас в новую эпоху: кто сильнее, тот – давит".
В 2005 году во время одного из своих редчайших появлений на телевидении, отмечает издание, Солженицын выступил против Соединенных Штатов, которые, по его словам, "в течение 10 лет разрабатывают свой наглый план, суть которого заключается в навязывании во всем мире так называемой демократии по-американски". Солженицын тогда заявил, что "демократию нельзя насадить и принести на штыках".
Правда, он добавил, что и в России "пока еще нет никакой демократии, у нас ее никогда не было". Жесткая критика, направленная Путину, однако, не помешала президенту 12 июня прошлого года, удостоить писателя высокой государственной награды, самой важной и престижной.
Как отмечает La Repubblica, в русской традиции и в русской культуре всегда существовала харизматичная фигура великого писателя, который играет роль "отца" и морального наставника общества. В ХIХ веке эту роль играл Толстой, а сегодня играет Солженицын, 1918 года рождения. Он вернулся на родину в 1994 году после 20 лет ссылки. Его религиозность и идея о том, что всех объединяет общий корень, привела его в последнее время к возрождению ценностей древних деревенских общин. Эти же ценности дороги и сербам, для которых "Косово поле" является колыбелью их культуры и их истории.