Спустя 60 лет после Ялтинской конференции американский психиатр заявляет, что болезнь Рузвельта повлекла за собой несколько дипломатических и политических ошибок, вылившись, к примеру, в неспособность помешать Сталину занять Маньчжурию после разгрома японской Квантунской армии и обеспечить свободу Польши от советского контроля после разгрома фашистской Германии. Рузвельт, ранее очень ответственный президент, попросту не прочитал важных документов и не смог выступить против советского лидера.
"Мы утверждаем, что президент пребывал в состоянии умственного расстройства и был не способен осмысливать информацию тщательно и скрупулезно, – говорит Ален Салерян, бывший старший консультант-психиатр в ФБР. – И мы располагаем медицинскими доказательствами этого".
Проблемы со здоровьем у Рузвельта стали особенно острыми во время его четвертого и последнего срока пребывания у власти, и они тщательно задокументированы. Действительно, в апреле 1945 года, спустя всего два месяца после встречи в Ялте, Рузвельт скончался от кровоизлияния в мозг. Однако, по словам Салеряна, в его исследовании содержится первый психиатрический анализ состояния Рузвельта и того, какое воздействие это оказало на его решения.
Салерян указывает, что поставить диагноз Рузвельту ему позволило изучение медицинских документов и докладов. Несмотря на то, что он не имел возможности осмотреть пациента и побеседовать с ним, он не сомневается в своих выводах. Во время последнего срока Рузвельт страдал от гипертонии и закупорки сердечных сосудов. Салерян полагает, что это привело к гипоксии – нехватке кислорода в мозгу – и последовавшему за этим когнитивному расстройству.
"Мозговые ткани Рузвельта не получали достаточно кислорода, - сообщил Салерян Independent, – и мозг не мог нормально функционировать. Его интеллектуальным и когнитивным способностям был нанесен ущерб".
Встреча Рузвельта, Сталина и Черчилля, британского премьер-министра, проходила на крымском курорте с 4 по 11 февраля 1945 года. Исход войны уже был ясен, поражение Германии было лишь делом времени, поэтому Ялтинская конференция была посвящена выработке основ послевоенного урегулирования – не только в отношении Германии и Японии, но и в отношении создания международных органов.
Джереми Айзекс и Тейлор Даунинг в книге "Холодая война" отмечают, что конференция стала важным этапом в сотрудничестве союзников. В то же время они подчеркивают, что "Ялта вскрыла расколы в великом альянсе".
Рузвельт считал приоритетными задачами добиться согласия по формированию ООН и заставить Россию вступить в войну против Японии. Европа его беспокоила меньше. Сталин же был заинтересован в создании нескольких буферных государств на границе с Западом, чтобы снять угрозу для Советского Союза.