Ситуация тем более тревожна, что, как показали исследования Бернадетты де Вансе, социолога из Национального центра научных исследований, "на Антильских островах землетрясения почти не ощущаются". Она настаивает на том, чтобы системы оповещения населения основывались на социальной действительности и не были доверены функционерам.
На средиземноморском побережье опасность цунами также вполне реальна. Впрочем, выступавшие перед комиссией сейсмологи успокаивают: нельзя представить себе, что в один прекрасный день на Лазурный берег или провинцию Лангедок обрушится цунами, сопоставимое по мощи с южноазиатским. Западная часть Средиземноморья более подвержена опасности, чем восточная. Мощные и частые землетрясения, случающиеся у берегов Алжира, вроде землетрясения в Бумердесе в мае 2003 года, могут вызвать цунами, способное достичь французских берегов.
Эксперты подчеркивают, что в их знаниях, касающихся Западного Средиземноморья, остается немало пробелов. Карты сейсмически активных районов еще не составлены. Батиметрия (рельеф морских глубин) прибрежных зон неизвестна. Системы оповещения не существует. Все это еще предстоит сделать. Но такие исследования дорого стоят. Специалисты нуждаются в финансировании, пишет издание.
Декабрьское цунами научило экспертов скромности. "Сегодня мы не знаем ни магнитуды землетрясения, ни точной локализации сдвига пород, вызвавшего цунами в декабре прошлого года", – признает Пол Тапонье из парижского Института физики Земли. "Ни один ученый не мог предвидеть, что подобное событие могло произойти у берегов Индонезии", – добавляет директор института Венсан Куртийо.
Число жертв постоянно растет. На днях Центр исследования эпидемиологии катастроф – мировая база данных, существующая под эгидой Лувенского университета – объявил, что цунами унесло жизни от 300 до 320 тысяч человек.
Многие выступающие, больше озабоченные тем, как реагировать на угрозу, чем познаниями в области сейсмических процессов, высказали сожаление, что в ходе слушаний не был затронут вопрос об уязвимости тех или иных регионов. Какой смысл, говорили они, сосредотачиваться на создании системы оповещения о цунами, если укрепление жилых зданий или ограничение застройки прибрежных территорий могут дать не меньший эффект?