"Московский механизм" - один из механизмов ОБСЕ для мониторинга выполнения обязательств, взятых на себя государствами-участниками организации в области прав человека и демократии (так называемого человеческого измерения). Он был утвержден на совещании Конференции по человеческому измерению ОБСЕ в Москве в 1991 году. "Московский механизм" активируется в тех случаях, когда есть весомые основания полагать, что одна из стран-членов нарушает добровольно взятые на себя обязательства и потворствует совершению тяжких систематических преступлений в отношении своих же граждан.
По данным доклада, официально в Чечне проживает миллион триста граждан России. Все они живут в условиях абсолютного поражения в своих конституционных правах и тотальной безнаказанности властей и республиканских спецслужб. Эта ситуация складывалась годами и игнорировалась федеральным центром.
В начале 2017 года эти факторы привели к шокировавшей весь мир кампании против чеченского ЛГБТИ-сообщества, а также к массовой казни людей, задержанных под предлогом борьбы с терроризмом, без всяких доказательств причастности к каким-либо реальным преступлениям. На этапе инициирования "Московского механизма" России было предложено активное сотрудничество, в частности, российская сторона могла выбрать второго эксперта, чьей компетенции она бы доверяла. Однако российские власти не пошли на сотрудничество с ОБСЕ, отказались отвечать на все вопросы, адресованные им и не воспользовались правом назначить второго эксперта.
Также российские власти категорически отказались впустить на территорию России эксперта ОБСЕ, проводящего расследование. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в ответ на вопрос о реакции Кремля на инициирование "Московского механизма" сказал: "Я, к своему стыду, вообще не в курсе этой темы, я даже не слышал".
Выводы, сделанные автором доклада, профессором международного права Вольфгангом Бенедеком после опроса жертв, свидетелей, экспертов, правозащитников, журналистов, а также после изучения многочисленных документов, включая официальные материалы Следственного комитета России, подтвердили все высказанные публично обвинения в адрес чеченских властей и спецслужб в систематическом нарушении прав человека в Чечне.
Так, расследование профессора Бенедека подтвердило факт систематических массовых незаконных задержаний жителей Чечни и существование многочисленных мест незаконного лишения свободы (так называемых "секретных тюрем"). Ко всем без исключения задержанным, включая несовершеннолетних, женщин и людей преклонных лет, независимо от причин, по которым их задержали, применяются пытки, включая пытки электрическим током. Вплоть до официального оформления их ареста они также лишены какой бы то ни было юридической помощи.
В докладе констатируется широчайшее применение в Чечне практики "коллективной ответственности", когда родственники вынуждены отвечать за своих близких, которых местные власти назначают виновными без процедуры следствия и суда, а также коррупция силовых структур Чеченской республики. По сути, чеченские полицейские, пользуясь своей безнаказанностью, монетизировали данные им российским законом должностные полномочия: выкуп как плата за свободу становится главной причиной массового задержания и пыток людей.
В докладе констатируется отсутствие независимой судебной системы: представители судебной власти в Чечне поражены в своих конституционных правах и в любой момент могут быть незаконно задержаны, подвергнуты пыткам и произвольно лишены статуса федерального судьи. Особое внимание докладчик обратил на многочисленные свидетельства о систематическом преследовании ЛГБТИ-людей в Чечне, которые профессор Бенедек назвал "ясными" и "неопровержимыми". Более того, он напрямую связал кампанию против чеченских представителей ЛГБТ позицией как чеченских, так и федеральных властей.
Спикер чеченского парламента Магомед Даудов, по свидетельству многочисленных жертв, непосредственно курировал анти-гейскую кампанию. Министр юстиции РФ Александр Коновалов, выступая этой весной в ООН, в ответ на требование расследовать эти преступления, заявил, что нарушений в отношении чеченских геев найти не удалось, так как российские власти не смогли найти в Чечне самих геев.
Бенедек заявил о прямой причинно-следственной связи между общей ситуацией с положением ЛГБТИ-сообщества в России и многочисленными жертвами кампании в Чечне. По его словам, федеральный российский закон о так называемой пропаганде нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних был воспринят в Чечне как поощрение к прямому преследованию представителей ЛГБТ-сообщества.
Особое внимание Бенедек уделил работе правозащитников и журналистов в Чечне. Он подробно проанализировал политически мотивированное уголовное преследование главы чеченского "Мемориала" Оюба Титиева и закончил этот анализ заявлением главы Чечни Рамзана Кадырова о том, что после приговора Титиеву территория Чечни будет закрыта для всех правозащитников и журналистов, которые поднимают вопросы нарушения прав человека.
В рекомендациях к докладу России, как члену ОБСЕ, предлагается создать специальную федеральную следственную комиссию для расследования действий властей и спецслужб Чеченской республики. В случае, если Российская Федерация этого не сделает, независимое расследование должно быть проведено международными экспертами с использованием всех доступных международных механизмов, в том числе и таких, как Международный уголовный суд в Гааге.
Уполномоченному по правам человека России Татьяне Москальковой рекомендовано более эффективно использовать свои широкие возможности, которые дает ей закон, выступив со специальным докладом о грубых нарушениях прав человека в Чечне в Государственной думе РФ.
В Чечне доклад назвали беспочвенным, а также "атакой на Россию"
Власти Чечни назвали доклад предвзятым и беспочвенным. "Ничего нового в докладе нет. Пересказ содержания публикаций. Доклад носит ярко выраженный предвзятый характер, он не основан на глубоком изучении реального состояния дел в области обеспечения прав человека", - заявил "Интерфаксу" пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов.
Он напомнил, что по материалам публикаций "отдельных СМИ" были проведены проверки, которые не подтвердили сообщения о массовых нарушениях прав человека.
"Мы расцениваем происходящее как массированную информационную атаку на Чечню и Россию с целью создать в глазах мирового сообщества видимость отсутствия демократии, свободы СМИ, преследования по признакам нетрадиционной ориентации", - сказал Каримов.
Его поддержал уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев. "Политическая ангажированность ОБСЕ для объективного наблюдателя очевидна давно. Попытки давления - вот во что выливаются такого рода "доклады". Было время, когда мы питали иллюзии, но они давно прошли: мы уже не ждем от международных организаций и от их визитов в Чеченскую республику ничего хорошего", - сказал он в пятницу.
По его словам, визиты представителей ОБСЕ в Чечню носят формальный характер, а в итоговых докладах приводятся заранее заготовленные выводы. "Мы были готовы принять делегацию ОБСЕ, содействовать ей по всем интересующим их вопросам. Однако знали, что после красивых и приятных слов они озвучат заранее заготовленные "итоги", которые растиражируют по всему миру подконтрольные СМИ. И такой сюжет повторяется из года в год", - пояснил Нухажиев, слова которого приводит ТАСС.