Некоторые западные обозреватели делают вывод, что в кампании наступил переломный момент. "Она вполне может быть свернута", - считает влиятельный еженедельник The Economist. Колебания внутри коалиции свидетельствуют о расхождениях во взглядах на проведение операции, да и просто о нежелании оценить ее от начала до предполагаемого конца.
У других вызывает опасения тот факт, что Франция и Великобритания решили отправить своих военных в Ливию. Хотя им будет категорически запрещено принимать участие в планировании и ведении любых военных действий, все же их цель - инструктировать ополченцев оппозиции, воюющих против Муаммара Каддафи.
- Бойня в Мисурате: школьники с винтовками против снайперов Каддафи
- Саркози принял приглашение мятежников приехать в Бенгази
Свое недовольство этим решением выразила Россия. Глава ее МИДа Сергей Лавров, которого цитирует "Интерфакс", заявил в четверг: "История знает случаи, когда все начиналось с направления инструкторов, а потом все растягивалось на многие-многие годы и приводило к гибели сотен и тысяч людей с обеих сторон".
Он в очередной раз призвал участников коалиции не выходить за рамки резолюции ООН, устанавливающей над Ливией бесполетную зону и допускающей воздушные меры ее защиты в целях защиты мирного населения. Министр предостерег от проведения наземной операции иностранных войск в этой стране. "Считаем подобные шаги крайне рискованными и чреватыми непредсказуемыми последствиями", - сказал он на пресс-конференции в Любляне.
Лавров также напомнил, что ранее была принята еще одна резолюция в отношении Ливии, предусматривающая эмбарго на поставку оружия. По оценке министра, этот запрет распространяется на всю территорию Ливии, а также на всю военную помощь этой стране, включая помощь военных инструкторов.
Отметим, ранее из Франции прозвучал призыв направить в Ливию отряды коммандос, которые точнее обозначали бы цели для ударов авиации, вынужденной в настоящее время действовать "практически вслепую".
Кровавая битва в Ливии "стала до скуки привычной"
Между тем The Economist с пугающей откровенностью констатирует: за последние недели кровавая битва в Ливии стала "до скуки привычной". Операция забалтывается, затягивается, и ясно то, что ничего не ясно. После Ирака и Афганистана у западной коалиции растет предчувствие того, что Ливия превратится в очередное болото. "Люди задаются вполне резонными вопросами: где конкретные сроки миссии, какова выходная стратегия, наконец, каково определение этой миссии?" - говорится в статье, с содержанием которой знакомит сайт телеканала "Вести".
Сторонники невмешательства по обеим сторонам Атлантики ворчат, что "у Запада нет ставок в этом матче". Циники утверждают, что арабы "никогда не построят демократию", и представляют ливийских повстанцев как кучку авантюристов с фальшивой тягой к демократическим переменам и злобными джихадистами в сердцевине.
Однако еженедельник в целом скорее защищает операцию коалиции, заявляя, что благодаря ее бомбардировкам тысячи жизней были спасены по всей стране, когда полковнику Каддафи не позволили расправиться с оппозицией. По мнению авторов статьи, пока ливийская кампания движется в правильном направлении, а направлять в страну инструкторов и оказывать повстанцам логистическую и телекоммуникационную поддержку - не противоречит резолюции ООН.
Однако, как считает издание, президент США Барак Обама, решивший отвести свои силы на самый задний план, все же слишком перестраховался. Ему следует активизировать участие в операции - прежде всего, предоставить самолеты для атаки на силы Каддафи в городских условиях - особенно в Мисурате, а также направить в Ливию своих инструкторов, как это делают другие страны коалиции.
СМИ описали гибель журналистов в Мисурате и бойню в целом: школьники с винтовками против снайперов Каддафи
Ситуация в Мисурате имеет особое значение, поскольку потеря этого занятого повстанцами города, осажденного правительственной армией, будет фактически означать провал всей кампании. А развивается эта ситуация пока далеко не лучшим образом.
В осажденном городе под минометным обстрелом погибли два известных западных журналиста - Тим Хезерингтон и Крис Хондрос. "Вести" обнародовали последние ФОТО, которые Тим Хезерингтон передал в редакцию журнала Vanity Fair всего за несколько часов до гибели.
Телеканал напоминает, что Хезерингтон и Хондрос - не первые жертвы среди журналистов на войне в Ливии. 19 марта неизвестный застрелил основателя телевизионного канала "Ливия Аль-Хурра", а шестью днями ранее погиб оператор, работавший на арабский телеканал "Аль-Джазира".
А газета The Times, на которую ссылается InoPressa, восстанавливает трагические события. "В одну из немногих уцелевших больниц Мисураты приехала скорая помощь. "Им надо вернуться за Тимом и Крисом. Они ранены!" - прокричала американская фотожурналистка с окровавленным лицом, которая почти вывалилась из машины. Вскоре в больницу привезли известного британского кинорежиссера и фотографа Тима Хезерингтона и американского фотографа Криса Хондроса. Оба получили ужасные ранения, когда в группу британских и американских фотографов попал минометный снаряд. Хезерингтон и Хондрос скончались. Оба погибли в возрасте 41 года", - пишет автор статьи.
"Когда около них разорвался снаряд, Хезерингтон, Хондрос, а также британский журналист Гай Мартин и американский фотограф Майкл Кристофер Браун наблюдали за боем за мост на улице Триполи. Силы Каддафи пытаются занять мост, чтобы открыть себе путь в центр Мисураты", - поясняет британский журналист.
Репортеров обстреляли правительственные силы. Мартин получил серьезное ранение живота, Браун ранен в руку, его жизни ничто не угрожает. По данным повстанцев, в тот же день в Мисурате погибли еще восемь и были ранены несколько десятков гражданских лиц.
"Мисурата превратилась в кровавую линию фронта при восстании ливийского народа против полковника Каддафи - диктатора, правящего страной 42 года. Его жестокость демонстрируется в полной мере, когда он пытается стереть с лица земли перепуганное мирное население", - говорится в статье.
"На улице Триполи, когда-то главной торговой артерии города, бородач в железной каске - директор школы - приник к снайперской винтовке. Среди окружавших его бойцов было много бывших учеников. Некоторым всего по 17 лет, но они все равно пошли добровольцами воевать с беспощадной армией Каддафи, вооруженной лучше, чем они", - повествует автор.
"Высоко над крышами звучит взрыв, возникает облако дыма. Через десять секунд гремят частые вторичные разрывы. "Кассетные бомбы", - сказал учитель. С прошлого года международное сообщество запретило применять кассетные бомбы, но "на безлюдных улицах в центре Мисураты они разрываются каждые 10 минут", утверждает издание.
Еще страшнее звук обстрела ракетами "Град", отмечает автор. Особенно часто ими обстреливают порт - единственную ниточку, которая связывает Мисурату с остальным миром. "Вдоль дороги в гавань тысячи испуганных африканцев, рабочих-мигрантов, до сих пор живут в палатках, ожидая, пока их эвакуируют морем", - сообщает газета, отмечая, что в Мисурату осмеливаются заходить лишь немногие суда - "почему, ясно по обломанным носам "Градов", вонзенным в бетон на причалах".
Тем не менее, повстанцы твердо намерены продолжать борьбу, они сделались храбрыми и умелыми городскими партизанами, продолжает журналист. Отряды обычно состоят из родственников и соседей, которые знакомы между собой и могут при необходимости разоблачить агентов, пытающихся к ним внедриться.
Повстанцы смогли отрезать основные силы правительственных войск от групп снайперов, которые по-прежнему засели в центре. Снайперы находятся в самом высоком здании города - башне страховой компании "Тамим" - и обстреливают всех, кто шевелится.
25-летний рабочий Салех Раис - командир ночного патруля повстанцев. Задача его группы из 10 человек - не позволять снайперам Каддафи перемещаться из здания в здание в обезлюдевшем и закопченном центре. На всю группу - один прибор ночного видения.
"Жители Мисураты решительно настроены воевать, так как знают: режим, когда-то расстрелявший из пулеметов 1200 заключенных, которые посмели восстать, требуя улучшить условия содержания, никого не пощадит, если город падет", - говорится в статье.